Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Осипенко, дом 45
т. (8-841-57) 3-93-44
e-mail – mdou29ds@rambler.ru
ОГРН-1045800603221, ИНН/КПП-5803013729/580301001
Принята
Педагогическим советом
МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка
__________ / Бувалина Г.В./
Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.
Приказ № 311
от «01» сентября 2025 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Танцевальная мозаика»
(для детей 5-7 лет).
Срок реализации 1 год.
город Кузнецк
2025 год
1
Оглавление
1. Пояснительная записка ............................................................................................ 3
2.Учебно – тематический план ................................................................................... 6
3. Содержание программы .......................................................................................... 6
4. Методическое обеспечение программы....................................................….......13
5. Список литературы...............................................................................................14
2
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная мозаика» (далее –
Программа) по содержанию является художественной, по уровню освоения –
ознакомительной, по степени авторства – экспериментальной.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N
273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3.СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утвержден
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2).
4.Письмо Министерства образования и науки РФ 11.12.2006 № 06-1844 «О
Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная мозаика» направлена на
развитие гармоничной и духовно богатой личности. Танец – это совокупность
выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму. Он обладает
большой силой и интенсивностью эмоционального воздействия, приобщая ребенка к
символическому языку жестов и танцевальных движений. Подход к пониманию природы
танца осуществляется по принципу «от простого к сложному». Поэтапное развитие
моторики ребенка, сенсорных и мышечных рефлексов, чувства ритма, умения подчинять
движение тела музыкальной теме танца способствует и общему развитию психических
функций детского организма, свойств и качеств растущей и развивающейся личности.
Новизна Программы заключается в использовании наряду с традиционными
методиками обучения хореографии методов совершенствования опорно-двигательного
аппарата, коррекции осанки, технологий дыхательной гимнастики.
Актуальность данной Программы характеризуется тем, что в настоящее время со
стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии.
Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как
родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее
и гармоничнее своих сверстников.
Практика показывает: у детей, которые занимались хореографией, вырабатываются
новые качества движений (они становятся плавными, естественными, непринужденными,
выразительными), формируется правильная осанка. В процессе обучения развивается
физическая сила, выносливость, ловкость.
Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
посредством танцевального искусства.
3
Задачи программы:
познакомить детей с историей возникновения и развития танца;
обучать элементам музыкальной грамоты;
обучать простейшим элементам народного, классического и бального танца;
формировать правильную осанку;
формировать интерес к танцевальному искусству;
развивать музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения
танцевальных движений;
развивать воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для
выражения характера музыки;
развивать художественный вкус;
воспитывать культуру поведения и общения;
воспитывать умение ребенка работать в коллективе;
заложить основы становления эстетически развитой личности.
Отличительной
особенностью
Программы
является
углубленное
освоение
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная
деятельность», обучение танцевально-ритмическим движениям с основами хореографии.
Программа рассчитана на обучающихся 5-7 лет.
Форма обучения – очная.
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время
(учебный план рассчитан на 36 академических часов).
Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня. В учебном плане
соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по реализации
дополнительных общеразвивающих программ с обучающимися 5-7 лет – 30 минут.
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Выбор форм и методов обучения обусловлен психолого-педагогическими особенностями
дошкольников.
Программа предполагает групповую форму занятий. Каждое занятие эмоционально
окрашено, по содержанию занятия подобраны музыкальное сопровождение, стихи, игры. В
процессе реализации программы допускается корректировка содержания, форм проведения,
времени прохождения материала.
Планируемые результаты
К концу года должны знать:
- позиции рук (подготовительная, I, II, III) и ног (I, II, IV,III) в классическом танце ;
- названия элементов классического тренажа на французском языке;
-положение рук и ног в народном танце; элементы народной хореографии;
- особенности национальных плясок;
-особенности национального искусства (хореография, костюм).
К концу года дети должны уметь:
- активно участвовать в выполнении творческих заданий;
-уверенно выполнять основные элементы и упражнения партерной гимнастики с
усложненной координацией движений;
-грамотно по форме исполнять основные элементы классического танца (экзерсис на
середине), сохраняя при этом устойчивость корпуса -правильно выполнять элементы
классического тренажа (Relive по VI, I, II позиции, Demi – plie по VI , I и II позиции,
Battements tendus по VI и I позиции вперед и по в I сторону, I – port de bras, Pas sauté по VI
и I позиции;
4
-грамотно выполнять движения народной хореографии (шаги, ходы, беги, переступания,
подскоки, прыжки, присядки, хлопушки, повороты и т.д., а также простейшие виды
хореографической техники);
- придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
Для проверки результативности обучения применяются такие формы как: контрольные
задания, танцы-образы, класс-концерты.
Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе
внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития
личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации
образовательной
работы
с
группой дошкольников
и
для
решения
задач
индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей,
испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые
образовательные потребности.
Учебно-тематический план
Количество часов
№
п/п
Раздел
1
Азбука ритмики.
2
3
4
5
6
Форма контроля
на
теоретические
занятия
-
на
практические
занятия
3
Ритмические
упражнения.
Основы
образно-игровой
партерной
гимнастики.
-
Основы
обучения
классическому
танцу.
Элементарные
основы
народной
хореографии.
1
9
10
Класс-концерт
-
6
6
Класс-концерт
Бальный танец
1
3
4
Мастер-класс
2
34
36
Итого
3
Танец-игра
6
6
Танец-образ
7
7
Танец-образ
ИТОГО:
5
Содержание программы
Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую
очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание движений только тогда будет
эффективно, когда оно основано на знании возможностей ребенка, а также требуется строгий
учет его возрастных психофизиологических особенностей. Танцуя, ребенок, включается в
творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки.
Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию
ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для
формирования умений и специфических навыков.
Занятия хореографией включают в себя элементы народного, классического и бального
танца, образно игровой партерной гимнастики, лечебной физкультуры и общей физической
подготовки. Регулярные занятия — это хорошая профилактика таких проблем, как вялая
осанка, сколиоз и плоскостопие. Хореография способствует более быстрому развитию
творческой активности детей дошкольного возраста, развитию чувства ритма, координации,
музыкального восприятия и понимания изучаемого материала. Благодаря занятиям танцами
дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Вспомогательные корригирующие упражнения, дыхательная гимнастика выполняются
из разных положений: на спине и животе, сидя, стоя, на коленях, стоя в полный рост.
Упражнения, которые выполняются лежа на полу, разгружают позвоночник, приучают детей
сосредотачивать внимание на суставно-мышечных ощущениях и учат сознательно управлять
мышцами своего тела. В результате выполнения упражнений увеличивается гибкость
суставов, эластичность мышц и связок, что позволяет ребенку уверенней чувствовать себя в
выполнении танцевальных движений. Дети развиваются физически, совершенствуются
двигательные навыки, развивается способность самовыражения посредством танца. Все
занятия строятся по принципу общедоступности, без ущерба для качества образовательного
процесса. Сочетание элементов классического танца с системой вспомогательных
упражнений позволяет в ряде случаев проводить занятия с детьми с некоторыми
физическими ограничениями и успешно корректировать неблагоприятные тенденции
развития. Занятия расширяют двигательные возможности ребенка, а его сфера личности
обогащается положительными эмоциональными переживаниями радости достижения ранее
недоступной сферы деятельности, общения с другими детьми, успешных выступлений на
показательных концертах.
В разные моменты жизни детей общение с музыкой и танцем позволяет решать разные
педагогические задачи. Наибольший вклад, безусловно, будет сделан в формировании
личности ребенка при разумном использовании знаний психического развития.
Методическое обеспечение программы
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
«Основы обучения
классическому танцу»
Сказка: «Хорео и Графия – два
веселых человечка».
ЧАСЫ
1
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Теоретическое занятие:
Психологическая установка на занятие – введение детей
в мир музыки и танца с радостью и улыбкой.
Заинтересовать ребенка, ввести его в мир танцевальной
образности и игры с радостью и улыбкой - игровой
прием; прием образного движения; образный показ
педагога.
Рассказ «Что такое хореография?». Показ
видеоматериала.
6
«Азбука ритмики».
1.«Техника безопасности в
занимательной форме»
2.«Радостные» поклоны»
3. «Музыкальнотанцевальные игры»
«Основы обучения
классическому танцу
«II и III позиция, demi plie
(деми плие) по II позиция»
Основы образно-игровой
партерной гимнастики
Партерная игра
«Превращение»
«Азбука ритмики».
1.«Строение музыкального
произведения»
2. «Пространство и мы»
Ритмические упражнения.
1.«Горошинки цветные»
2.«Сочинение сюжета»
«Основы обучения
классическому танцу
«Battements tendus (батман
тандю) по I позиции в
сторону».
Элементарные основы
народной хореографии
1
1
1
1
1
1
1.Техника безопасности в занимательной форме-расскабеседа.
2.Радостные» поклоны. Поклоны партнеру, педагогу.
Танец-поклон «Улыбка» (муз. В. Шаинского).
Вызвать интерес; ввести в мир танцевальной образности,
игры, радости и улыбки. Игровой прием; прием
образного движения; образная метафора.
3.«Музыкально-танцевальные игры»: «Солнышко», «У
оленя дом большой», «Замок» Показ. Игровой прием.
1.Вспомнить и закрепить изученные движения
классического экзерсиса.
2.Разучить II и III позиции ног, demi plie по II позици.
Соблюдение методики преподавания; грамотность и
чистота исполнения движений. Словесное объяснение;
прием раскладки движений; образный показ педагога;
прием исполнения (на середине зала), постановка
корпуса .
Выработка шага, гибкости, эластичности мышц и
связок; Прием образно- словесной подачи движений
(«улитка», «лодочка», «телефон» и др. )
1.Понятие: вступление, части, музыкальная фраза.
Учиться менять движения в зависимости от смены
частей и фраз. Различать двух-, трехчастную форму
произведения.
2.Самостоятельно строить круг, круг, колонну, шеренгу
соблюдая расстояния. Образный показ педагога,
образный комментарий педагога.
1. «Горошинки цветные»-комплекс упражнений
направленных на развитие подвижности различных
суставов. Прием образно- словесной подачи движений
2. «Сочинение танцевального сюжета» : «Шторм»;
«Сыщики»; «Гномы» ; «Клоуны».
1. Экзерсис на середине зала: demi plie с releve,
battements tendu , battements tendus jetes, passé до колена,
port de bras - по VI позиции 2.Разучивание Battements
tendus в сторону по I позиции. Чистота исполнения
движений.
Словесное объяснение; прием раскладки движений;
образный показ педагога; постановка корпуса.
1.Подготовительное, 1-е,2-е, 3-е, 4-е положение рук в
7
1. «Основные положения рук
и их переводы из одного
положения в другое»
2.«Боковые русские ходы»
Ритмические упражнения.
1. «Буги-Вуги»
2. «Слушаем и фантазируем»
«Основы обучения
классическому танцу»
«Battements tendus jetes
позиции в сторону»
Основы образно-игровой
партерной гимнастики
«Морское путешествие»
Элементарные основы
народной хореографии.
«Виды приставного шага и
танцевального бега»
«Азбука ритмики».
1.«Метр и ритм»
2.«Игры –превращения»
«Основы обучения
классическому танцу»
Grand plie (гранд плие)
1
1
русском танце. Перевод из одного основного положения
в другое.
Боковой русский ход «припадание», «гармошка»,
«елочка».
1.« Мы танцуем Буги-вуги» -разминка с музыкальнословесным сопровождением. Показ; комментарий
педагога по ходу выполнения упражнений- движений.
2. «Самостоятельное сочинение хореографического
фрагмента на предлагаемую педагогом музыку».
3. Разучивание танца «Шаловливые часы»
Освоение основ пластической импровизации; развитие
инициативы, активности, творческого поиска. Прием
образного решения .
1
Элементы экзерсиса классического танца на середине
зала. Разучивание battements tendus jetes по I в сторону.
Словесное объяснение; прием раскладки движений;
образный показ педагога; постановка корпуса .
1
«Морское путешествие»- комплекс упражнений на
растяжку ног в положение сидя. Выработка шага,
гибкости, эластичности мышц и связок; укрепление
«мышечного корсета». Прием «движения- образа»
шпагат.
1
1
1
1.Приставной шаг: приставной шаг с полуприседанием.
полуприседания с наклоном корпуса, с поворотом
корпуса.
2. Танцевальный бег: шаг бег (беговой галоп),с
отбрасыванием согнутых ног назад, с поднятием
согнутых ног вперед.
Словесное объяснение; прием раскладки движений;
образный показ педагога.
1.Научить отмечать в движении метр (сильную долю
такта) и простейший ритмический рисунок в хлопках,
притопах. Образный показ педагога, образный
комментарий педагога.
2.«Деревянные и тряпичные куклы», «цветочек»,
«веревочки», «мельница»- творческий поиск. Прием
«быстрого поиска новых образов; прием «ожившей
мизансцены».
1.Элементы экзерсиса на середине зала.
2.Разучивание grand plie по VI позиции – ощущение
прямой спины. Словесное объяснение; прием раскладки
движений; -образный показ педагога; прием исполнения.
8
Основы образно-игровой
партерной гимнастики
«Солдатики»
Детский бальный танец
«Возникновение и виды
бальных танцев»
Ритмические упражнения.
1.«Упражнения при ходьбе
на месте и в передвижениях.
2. «Эмоции в танце»
«Основы обучения
классическому танцу»
«Port de bras для корпуса»
Элементарные основы
народной хореографии.
« Построение и
перестроение»
Детский бальный танец
«Полонез»
Ритмические упражнения.
1.«Кнопочка»
2.«Музыкальнотанцевальные игры»
1
Комплекс упражнений на закрепления и
совершенствования навыка правильной осанки. Прием
«движения- образа», прием «вытянутости
позвоночника».
1
Теоретическое занятие:
Показ презентации –познакомить детей с краткой
историей и развитием танца (в образах). Прием рассказ,
беседа, «видовой прием -индивидуализации танца» (
историко- бытовой, бальный).
1
1
1
1
1
1.Комплекс упражнений при ходьбе на месте и в
передвижениях. Показ; комментарий педагога по ходу
выполнения упражнений- движений.
2.«Новые эмоции – зеркальные пиктограммы»,
«Предлагаемые обстоятельства- эмоции». Расширение
эмоциональной сферы ребенка в танце, средств
актерской выразительности. Прием образного показа
мимики и жеста; прием пиктограммы.
1.Элементы экзерсиса классического танца на середине
зала. 2.Разучивание port de bras для корпуса. Чистота
исполнения движений. Словесное объяснение; прием
раскладки движений; образный показ педагога.
1.Построение и перестроение: «звездочка», «карусель»,
«плетень», «корзиночка», перестроение из одного круга
в два или в три концентрических, двигаясь в разные
стороны, построение «шен».
2.Игра-танец «Мы рисуем», перестроение из рисунка в
рисунок.
Образное объяснение и показ. Прием «быстрого поиска
перестроений».
Разучивание шага полонеза. Танцевальная зарисовка
«Полонез».
Словесное объяснение; прием раскладки движений;
образный показ педагога.
1.Комплекс упражнений направленных на развитие
силы мышц ног, осанку и ритмичность движений.
2. «Пятнышки» ,«Танец с ускорением» ,«Тучка» освоение характерологических пластических черт
различных образов с элементами импровизации.
Игровой прием; прием самостоятельного
сочинительства и исполнения; прием пластической
типизации образа.
9
«Основы обучения
классическому танцу»
«Вattement releve lent
вперед» (батман релевелянт).
Основы образно-игровой
партерной гимнастики
«Рок-н-ролл лежа»
1
1
1. Элементы экзерсиса классического танца на середине
зала. 2.Разучивание battement releve lent по VI позиции
вперед. Словесное объяснение; прием раскладки
движений; образный показ педагога.
1
Вальсовый шаг, поворот, дорожка променад.
Композиция «Детский вальс» построенный на вальсовой
дорожке и разнообразном рисунке.
Словесное объяснение; прием раскладки движений; образный показ педагога; прием исполнения.
Детский бальный танец
«Вальс»
«Основы обучения
классическому танцу»
«I и II port de bras- для рук»
Основы образно-игровой
партерной гимнастики
«Волшебный коврик»
Элементарные основы
народной хореографии.
«Движения рук в народном
танце»
Детский бальный танец
« От польки до галопа»
Ритмические упражнения
1. «Веселая зарядка»
2. « Освоение танцевобразов»
Показ; комментарий педагога по ходу выполнения
упражнений- движений.
1
1
1
1
1
1.Элементы экзерсиса классического танца на середине
зала. 2.Разучивание I и II port de bras- для рук. .
Словесное объяснение; прием раскладки движений;
образный показ педагога.
Комплекс упражнений образного характера для
растяжки ног. Выработка шага, гибкости, эластичности
мышц и связок. Прием образно- словесной подачи
движений («лягушка», «телефон», «лебедь»,
«крокодил», «чемоданчик» и др.)
1.Движения рук для мальчиков и для девочек.
2.Хлопушки (для мальчиков): шаги с хлопками,
хлопушки по голенищу сапога и возле колена, присядка
с хлопушкой.
3.Взмахи платочком (для девочек).
4.Танцевальные комбинации.
Словесное объяснение, показ.
Разучить па галопа из I позиции , па польки из III
позиции.
Полька «Добрый жук» (используя притопы, повороты,
хлопки).
Словесное объяснение; прием раскладки движений;
образный показ педагога.
1.«Веселая зарядка» -разминка на все группы мышцПоказ, комментарий педагога по ходу выполнения
упражнений- движений., музыкальное сопровождение
2.«Лучики», «Светофор», «Часики», «Дождик», «Цапля
и лягушки»-создание кукольных образов, освоение
сценического пространства; парного и ансамблевого
10
исполнительства, «прикладные» задачи («циферблат»,
«зажигаем фонарики»). Комплексный прием; образное
освоение танца; образный комментарий педагога по
ходу танца; прием озвучивания движений.
«Основы обучения
классическому танцу»
«Тemps sauté» (прыжок
сотэ).
Основы образно-игровой
партерной гимнастики
«Кручу-кручу»
Элементарные основы
народной хореографии.
«Комбинации русских
танцев»
Ритмические упражнения
«Основы обучения
классическому танцу»
Основы образно-игровой
партерной гимнастики
Элементарные основы
народной хореографии
«Закрепление и повторение
пройденного материала»
1
1
1
1
1
1
1
1.Элементы экзерсиса классического танца на середине
зала. 2.Разучивание подготовку к прыжку на двух ногах
– temps sauté (прыжок с двух ног на две) по I позиции,
прыжок без подготовки .
Словесное объяснение; прием раскладки движений;
образный показ педагога.
Комплекс для ощущения правильной осанки, комплекс
для исправлении осанки- укрепление «мышечного
корсета».Показ, повторение.
Танцевальные комбинации русских танцев. Прием
ансамблевого исполнения. Прием образного показа
педагога.
1. Открытое занятие.
2. Проведение итогов. Оценка результатов.
Линейное
построение,
поклон-приветствие.
Разминка по кругу (шаги, бег). Классический экзерсис
на середине. Партерная гимнастика. Этюд на русском
материале. Поклон-прощание.
Класс-концерт- лучшие танцевальные номера.
Отработка танцевального материала. Объяснение
важности повторов, репетиторской работы; выработка
волевых качеств личности; показ работы; оценка
результатов творческой деятельности.
Прием «многократного повторение» (выработка
динамического стереотипа); прием «публичного
одиночества»; -прием психологической настройки на
публичный показ; прием дифференциации,
индивидуализации результатов.
11
Материально – техническое обеспечение
настенное зеркало;
компьютер, принтер, колонки;
музыкальный центр;
фортепиано;
альбомы, иллюстрации с изображением танцев разных эпох и стилей;
фотографии с изображением танцевальных коллективов;
маски;
костюмы, элементы костюмов;
декорации;
диски с видеозаписями танцевальных композиций;
аудиокассеты, музыкальные диски для детей дошкольного возраста.
5. Список использованной литературы
1. Ерохина, О.В. Школа танцев для детей/Серия «Мир вашего ребенка». [Текст] / О.В.
Ерохиной -Ростов н/Д: Феникс, 2003.-224 с.
2. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду. ». [Текст] / Н.В.Зарецкой, З.Я.Роот2-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2004.-112 с.: ил.-(Внимание дети!).
3. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения:
В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям/Художник
Ю.В.Турилова, В.Н.Куров.-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг».
[Текст] / М.А.Михайловой., Н.В.Ворониной-2004.-112 с., ил- (Детский сад: день за
днем. Музыкальная минутка).
4. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать:Учеб.пособие для
студ.учреждений сред.проф.образования. [Текст]/ Т.В.Пуртовой., А.Н. Беликовой,
О.В Кветной -М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.-256 с.:ил.
5. Фирилева Ж.Е.,СайкинаЕ.Г. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС»
Учебное пособие [Текст] / Ж.Е.Фирилевой., Е.Г.Сайкиной -СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2007.-384 с., ил.
6. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. [Текст] / Г.Франио.,
И.Лифица- М., Музыка, 1987г.
7. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу развитие художественных - творческих
способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Программа для
образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской
области. [Текст] / В.Г.Шершнева-ООО «Издательство «Один из лучших», 2008.- 39с.
12