Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
Принято
Педагогическим советом
МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка
Утверждаю
Заведующий МБДОУ ДС № 29
г. Кузнецка
__________ / Бувалина Г.В./
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Приказ № 314
от «02» сентября 2024 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Лего-робот»
(для детей 5-6 лет)
Срок реализации 1 год.
город Кузнецк
2024 год
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………….3
2. Учебно- тематический план………………………………………….7
3. Содержание программы……………………………………………...7
4. Методическое обеспечение программы…………………………….8
5. Список использованной литературы……………………………….11
2
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО -робот» (далее –
Программа) по содержанию является технической, по уровню освоения –
ознакомительной, по степени авторства – экспериментальной.
Программа
разработана
в
соответствии
с
нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3.СанПиН
1.2.3685–21
«Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (утвержден Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021 № 2).
4.Письмо Министерства образования и науки РФ 11.12.2006 № 06-1844 «О
Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Актуальность программы состоит в востребованности развития широкого
кругозора дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении, что
способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром
технического
творчества.
ЛЕГО
-
педагогика
–
одна
из
известных
и
распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные
модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых
образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные
технологии, соответствующие принципам:
3
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и
самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду
включает в себя ЛЕГО - технологии. Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО
позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Изучая простые механизмы, дошкольники учатся работать руками (развитие
мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление,
фантазию, изучают принципы работы механизмов.
Педагогическая
целесообразность
программы
состоит
в
том,
что
современные игровые технологии служат реализацией возможностей детей
строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои
идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но
и окружающим. Применение детьми на практике теоретических знаний,
полученных в процессе образовательной деятельности, ведет к более глубокому
пониманию основ, закрепляет полученные навыки, формируя образование в его
наилучшем смысле.
Отличительной особенностью реализация программы осуществляется с
использованием образовательных конструкторов для обучения техническому
конструированию. Настоящий курс предлагает использование конструкторов
нового поколения, как инструмента для обучения детей конструированию и
моделированию.
Простота
построения
модели
в
сочетании
с
большими
конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную
своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
4
Цель: создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих
развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе
ЛЕГО конструирования.
Задачи:
развивать у дошкольников интерес к моделированию и
конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по
собственному замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;
пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание
включаться в творческую деятельность;
развивать пространственное и техническое мышление, активизировать
мыслительные процессы дошкольников (творческое решение
поставленных задач, изобретательность, поиск нового и
оригинального).
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.
Программа рассчитана на обучающихся старшей группы от 5до 6 лет.
Форма обучения – очная.
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая
каникулярное время (учебный план рассчитан на 36 академических часов).
Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня. В учебном
плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по
5
реализации дополнительных общеразвивающих программ с учащимися 5-6
лет – 25 минут.
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Основные методы работы:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
-наглядные (демонстрация),
-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
-практические (конструирование),
-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные приёмы работы:
-беседа
-ролевая игра
-познавательная игра
-задание по образцу (с использованием инструкции)
-творческое задание
- работа со схемами
Ожидаемые результаты к концу года:
дети должны знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе.
дети должны уметь:
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов;
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме,
по собственному замыслу;
- анализировать сделанные модели и постройки;
- самостоятельно подбирать необходимый строительный материал;
- работать в коллективе.
6
Учебный план
№ п/п
Раздел, тема
1.
Знакомство с
конструктором
2.
Простые
механизмы
3.
Сложные
механизмы
Итого:
Количество часов
Форма контроля
Теория
Практика
Всего
0,5
1,5
2
Контрольные
вопросы
7
Наблюдение,
презентация
конструкций
Беседа, опрос,
презентация
модели, защита
проекта.
1
6
7
20
27
8,5
27,5
36
Содержание программы
Тема: «Знакомство с конструктором»
Теория: названия основных деталей ЛЕГО, правила работы с конструктором.
Контрольные вопросы на название деталей, способы их крепления.
Тема: «Простые механизмы»
Теория: развитие способности использовать механизмы в конкретных
постройках и ситуациях.
Контроль: наблюдение
Практика: «Волчок», «Пусковой механизм для волчка», «Вертушка»,
«Вентилятор», «Равновесные качели», «Качели на крючках».
Контроль: презентация конструкций.
Тема: «Сложные механизмы»
Теория: знакомство с образовательным конструктором, батарейным блоком,
с креплениями деталей и демонтажем конструкции.
Контроль: беседа, опрос.
Практика: «Пусковой механизм для качелей», «Машинка», «Пусковой
механизм для машины», «КАМАЗ», «Автокран», «Подъемный кран»,
«Измерительная машина», «Плот», «Хоккеист», «Новая собака Димы», «Вратарь»,
7
«Пугало», «Дорожный автомобиль», «Карусель», «Самолет», «Мотоцикл»,
«Обыгрывание построек».
Контроль: презентация модели.
Составление творческих проектов :
Проект «Парк развлечений», «Автопарк».
Контроль: защита проекта.
Методическое обеспечение программы
№
п/п
Тема
1
Знакомство c
конструкторами ЛЕГО
2
Знакомство с деталями
ЛЕГО
3
«Волчок»
4
«Пусковой механизм
для волчка»
5
«Вертушка»
6
«Вентилятор»
7
«Равновесные качели»
Цель/задачи
Знакомство с конструктором
Цель: знакомство с новым видом
деятельности, правила работы с
конструктором.
Цель: познакомить детей с
разнообразными деталями
конструктора, способами их
крепления.
Простые механизмы
- знакомство с понятиями - энергия,
изучение вращения.
- знакомство с методами измерения; -знакомство с
передаточными механизмами.
- закреплять название деталей
конструктора ЛЕГО;
-Д/и «Таинственный мешочек»
( отгадывание деталей на ощупь)
- развивать умение детей работать по
схеме, в парах создавая единый
проект;
- развивать творческую
инициативность
- познакомить с пластинамиоснованиями, с плоскими ЛЕГО деталями, разделителем ЛЕГО –
деталей;
- закреплять умение работать по
схеме;
- развивать мелкую моторику;
- развивать образное внимание,
Форма
организации
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Подгрупповая
8
8
«Качели на крючках»
9
«Качели на крючках»
10
«Пусковой механизм
для качелей»
11
«Машинка»
12
«Пусковой механизм
для машины»
13
«Пусковой механизм
для машины»
14
«КАМАЗ»
15
«Автокран»
16
«Подъемный кран»
17
«Измерительная
машина»
18
«Измерительная
машина»
19
«Плот»
умение концентрировать внимание.
- познакомить детей со строением
Подгрупповая
качелей, их частями (опора, сиденье).
- закрепить с детьми навыки
устойчивости, равновесия,
особенности конструкций.
Сложные механизмы
- продолжать учить пользоваться
разделителем ЛЕГО –деталей;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать внимание, усидчивость;
- учить работать чётко и быстро, не
допуская ошибок.
- учить заранее, обдумывать
постройку, давать описание;
- развивать творческую
инициативность и самостоятельность.
- учить собирать по образцу и схеме;
- формировать умение работать
парами.
- закреплять полученные навыки;
- развивать творческую
инициативность и самостоятельность.
- развивать навыки конструирования;
-закреплять умение работать в паре.
Подгрупповая
-познакомить детей со специальной
техникой;
- развивать умение соединять детали
правильно.
- закреплять представление о
назначении специальной техники;
- учить строить по схеме.
- тренировать навык сборки деталей;
-развивать умение оценивать
полученные результаты.
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальн
ая
Подгрупповая
Групповая
Групповая
Подгрупповая
Групповая
- учить строить подвижные модели из Групповая
конструктора ЛЕГО по образцу.
- закреплять понятия сила, трение,
энергия.
- познакомить детей с новым
Групповая
средством передвижения;
9
20
«Плот»
21
«Хоккеист»
22
«Хоккеист»
23
«Новая собака Димы»
24
«Вратарь»
25
«Вратарь»
26
«Пугало»
27
«Пугало»
28
«Дорожный
автомобиль»
29
«Дорожный
автомобиль»
30
«Карусель»
31
«Карусель»
32
«Самолет»
-развивать творческую
инициативность и самостоятельность.
- продолжать строить плот по схеме
из конструктора ЛЕГО;
-развивать умение обыгрывать
постройку.
- закрепить с детьми знания о
профессиях;
- развивать навыки конструирования,
мелкую моторику рук,
- развивать усидчивость.
-закреплять навыки соединения
деталей по схеме.
- развивать самостоятельность
-Закреплять знания о домашних
животных;
- Учить анализировать образец,
выделять основные части животных;
- Развивать конструктивное
воображение детей.
- Учить конструировать по условиям.
Подгрупповая
Подгрупповая
Индивидуальн
ая
Подгрупповая
Индивидуальн
ая
Индивидуальн
ая
-Закреплять полученные навыки;
- Развивать творческую
инициативность и самостоятельность.
- Развивать умение передавать форму Групповая
объекта средствами конструктора;
- Закрепить навык скрепления.
Групповая
- продолжать знакомить с новыми
деталями конструкторов;
- знакомить с новыми возможностями
крепления кирпичиков ЛЕГО.
- закрепить умение строить разные
виды городского транспорта;
- повторить правила дорожного
движения;
- учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки,
давать ей описание;
- развивать творческую инициативу и
самостоятельность;
- развивать усидчивость.
- знакомство со строением самолета;
Групповая
Групповая
Подгрупповая
Групповая
Групповая
10
33
«Самолет»
34
«Мотоцикл»
35
«Мотоцикл»
36
Составление
творческих проектов
- закреплять умение работать в паре.
- конструировать военные самолеты
по схеме;
- воспитывать патриотизм и любовь к
своей Родине.
-закрепление с детьми разных видов
транспорта ;
- воспитывать умение работать в
группе.
-развивать творческие способности
детей;
-развивать связную речь.
- подведение итогов за учебный год
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Материально- техническое обеспечение:
Конструкторы Лего- конструирование «Первые механизмы»
Программа развивающих занятий с использованием LEGOконструирования
Список литературы
1. Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений
объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО): методическое
пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
2. Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду: Пособие для
педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с.
3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В.
Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
Список сайтов
1. http://www.int-edu.ru/
2. http://www.lego.com/ru-ru/
3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
4. https://sites.google.com/site/legokonstruirovanievdou/glavnaa
11