Мир вокруг нас

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)

Принято
Педагогическим советом
МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка

«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка
__________ / Бувалина Г.В./

Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Приказ № 314
от «02» сентября 2024 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир вокруг нас»
для детей 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

город Кузнецк
2024

Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………….…....…3
2. Учебно-тематический план…………………………………….....……5
3. Содержание программы…………………………………………..……..5
4. Методическое обеспечение программы………………..………………6
5. Список литературы……………………………………………………10

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» разработана
в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3.СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
(утвержден
Постановлением
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2).
4.Письмо Министерства образования и науки РФ 11.12.2006 № 06-1844 «О
Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)».
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас» (далее
Программа) имеет художественную направленность. Программа направлена на
совершенствование традиционной практики по художественно-эстетическому
развитию детей дошкольного возраста. Игровые технологии, применяемые при
реализации программы, придают занятиям увлекательную форму, дают
простор творческой фантазии для детей.
Новизна Программы состоит в том, что дети углубленно учатся
разнообразным техникам в рисовании, лепке, работе с самыми различными
материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть
высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из
любого материала.
Педагогическая целесообразность Программы обозначена необходимостью
создания благоприятных условий для развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями и интересами.
Цель: Развивать у детей художественный вкус, фантазию, воображение и
творчество.
Задачи:
 формировать у детей умение изображать предметы с помощью различных
техник («Киригами», «Тычкование», «Изображение из песка», «Набрызг»);
 совершенствовать навыки работы с различными изобразительными
материалами: акварелью, гуашевыми красками, соленым тестом, крупой,
3

ватой, пряжей, песком, бумагой, восковыми мелками, кусочками меха,
макаронами, пуговицами;
 создавать условия к саморазвитию дошкольников.
Отличительными особенностями Программы является то, что обучение
детей 5-6 лет нетрадиционным техникам «Киригами», «Тычкование»,
«Изображения предметов с помощью ваты, ватных дисков, ватных палочек»,
«Изображения предметов с помощью песка», «Изображения предметов с
помощью соленого теста», «Изображения предметов с помощью крупы»,
«Изображения предметов с помощью семян растений и деревьев»,
«Изображения предметов с помощью пряжи», изобразительной деятельности
проводится с постепенным усложнением содержания.
В реализации Программы участвуют дети от 5 до 6 лет.
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая
каникулярное время (учебный план рассчитан на 36 академических часов). В
учебном плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема
времени по реализации дополнительных общеразвивающих программ с
обучающимися 5-6 лет – 25 минут. Программа предполагает групповую
форму образовательной деятельности 1 раз в неделю. В процессе реализации
Программы допускается корректировка содержания, форм проведения,
времени прохождения материала.
В ходе реализации Программы обучающийся научится самостоятельно
использовать нетрадиционные материалы и инструменты, передавать
композицию, выражать свое отношение к окружающему миру через
продуктивную деятельность, давать мотивированную оценку результатам
своей деятельности.
Ожидаемые результаты
К концу года должны знать:
- особенности работы в техниках «Киригами», «Тычкование», «Изображения
предметов с помощью ваты, ватных дисков, ватных палочек», «Изображения
предметов с помощью песка», «Изображения предметов с помощью соленого
теста», «Изображения предметов с помощью крупы», «Изображения предметов
с помощью семян растений и деревьев», «Изображения предметов с помощью
пряжи».
- название и назначение материалов: бумага, ткань, вата, ватные палочки,
ватные диски, песок, соленое тесто, крупа, семена растений и деревьев, пряжа.
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы,
кисточка для клея, ватные палочки, стека, трафареты.
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными
инструментами.
К концу года дети должны уметь:
- изображать предметы и изготавливать поделки в технике «Киригами»,
«Тычкование», «Изображения предметов с помощью ваты, ватных дисков,
ватных палочек», «Изображения предметов с помощью песка», «Изображения
предметов с помощью соленого теста», «Изображения предметов с помощью
4

крупы», «Изображения предметов с помощью семян растений и деревьев»,
«Изображения предметов с помощью пряжи».
- работать с бумагой, тканью, ватой, ватными палочками, ватными дисками,
песком, соленым тестом, крупой, семенами растений и деревьев, пряжей.
- работать с ножницами, кисточками для клея, ватными палочками, стекой,
трафаретами.
- обозначать в речи названия способов изображения предметов.
- ориентироваться на листе бумаги.
- составлять сюжетные и декоративные композиции.
- выполнять творческие задания.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих
формах: организация ежемесячных, тематических выставок детских работ.
2. Учебно- тематический план
Количество часов

№
п/
п

Тема
теория

практика

всего

Форма контроля

1

Времена года

1

5

6

Выставка работ

2

Овощи, фрукты, цветы

1

6

7

Выставка работ

3

Фигуры животных

1

5

6

Выставка работ

4

1

4

5

Выставка работ

5

Изображение животных,
транспорта
Человек

1

5

6

Выставка работ

6

Игрушки

1

5

6

Выставка работ

ИТОГО:

6

30

36

Содержание Программы
Программа состоит из 6 блоков «Времена года», «Овощи, фрукты, цветы»,
«Фигуры животных», «Изображение животных и транспорта», «Человек»,
«Игрушки».
Содержание работы направленно на совершенствование традиционной
практики по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного
возраста. Игровые технологии, применяемые при реализации программы,
придают занятиям увлекательную форму, дают простор творческой фантазии
для детей.
Реализация блока предполагает:
- «Времена года» - знакомство с техникой изображения с помощью ваты,
ватных дисков, ватных палочек, песка, соленого теста.
- «Овощи, фрукты, цветы»- знакомство с техникой изображения песком,
техникой «Тычкование», изготовления предметов из соленого теста.
5

- «Фигуры животных»- дополнить знания детей о технике изображения песком,
технике «Тычкование», изготовления предметов из соленого теста.
- «Изображение животных, транспорта»- знакомство с техникой «Киригами»
- «Человек»- знакомство с техникой изготовления фигур из конуса, цилиндра.
- «Игрушки»- знакомство с техникой изображения с помощью крупы, пряжи,
соленого теста.
Развивающая направленность предлагаемых игровых заданий выражена
через приемы работы с детьми, которые предполагают освоение содержания в
условиях продуктивной деятельности, базирующейся на детской
самостоятельности.
Методическое обеспечение Программы
Блок: «Времена года»
- Тема: «Времена года»;
- Тема: «Летнее настроение»;
- Тема: «Золотая осень»;
- Тема: «Зимняя сказка»;
- Тема: «Весенний ковер»;
- Тема: «Новогодняя елка».
Блок: «Овощи, фрукты, цветы»
- Тема: «Фруктовый сад» (яблоко, груша);
- Тема: «Подсолнух»;
- Тема: «Осенние цветы»;
- Тема: «Цветы в подарок маме» (каллы);
- Тема: «Осенний букет» (кисть рябины);
- Тема: «Овощная грядка»;
- Тема: «Веточка вербы».
Блок: «Фигуры животных»
- Тема: «Ёжик»;
- Тема: «Кошка и котята»;
- Тема: «Пингвин»;
- Тема: «Лошадка в зимнем лесу»;
- Тема: «Мышка и мишка»;
- Тема: «В гостях у сказки».
Блок: «Животные и транспорт»
- Тема: «Машины на нашей улице»;
- Тема: «Самолет»;
- Тема: «Грузовик»;
- Тема: «Цыпленок»;
- Тема: «Белочка».
Блок: «Человек»
- Тема: «Мы на луг ходили»;
- Тема: «Чем пахнет лето»;
- Тема: «Мы едем на дачу»;
- Тема: «В гости к Деду Морозу»;
- Тема: «Поздравительная открытка ко дню Матери»;
6

- Тема: «Открытка для папы».
Блок: «Игрушки»
- Тема: «Лиса Патрикеевна»;
- Тема: «Зайка - трусишка»;
- Тема: «Погремушка для малышей»;
- Тема: «Кукла – матрешка»;
- Тема: «Забавный клоун»;
- Тема: «Золотой петушок».
ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Тема: «Фруктовый сад» (яблоко, груша).
Цель: знакомство детей с изображением
предметов в технике «Тычкование».

Показ, объяснение, художественное слово. Словесная
игра «Что растет в саду».

Тема: «Летнее настроение»
Цель: знакомство с техникой
изготовления предметов из солёного
теста.

Показ, объяснение, художественное слово, роспись
акварелью или гуашью.
Словесная игра «Что бывает летом».

Тема: «Осенний букет» (кисть рябины).
Цель: развивать умение изображать
предметы в технике «Тычкование».

Рассматривание иллюстрации или настоящей рябины,
беседа, показ, объяснение, загадка.
Словесная игра «Приметы осени».

Тема: «Подсолнух».
Цель: развивать умение изготавливать
предметы из соленого теста.

Показ, объяснение, художественное слово.
Выставка работ для родителей.

Тема: «Золотая осень».
Цель: развивать умение изображать
предметы в технике «Тычкование».

Рассматривание альбомов, иллюстраций, беседа,
показ, объяснение, художественное слово, слушание
музыкального произведения П.И. Чайковского из
цикла «Времена года» - «Октябрь».

Тема: «Ёжик».
Цель: знакомство с техникой
изготовления поделки из семян растений,
деревьев.

Рассматривание иллюстраций, семян, беседа, показ,
объяснение, загадки.
Словесная игра «Кто живет в нашем лесу?».

Тема: «Осенние цветы».
Цель: развивать умение изготавливать
предметы из соленого теста.

Беседа, показ, объяснение, художественное слово,
роспись акварелью или гуашью.
Словесная игра «Цветочная клумба».

Тема: «Белочка».
Цель: знакомство с техникой изображения
цветным песком.

Рассматривание иллюстраций, беседа, показ,
объяснение, загадки.

7

Тема: «Машины на нашей улице».
Беседа, рассматривание иллюстраций, альбомов,
Цель: знакомство с техникой изготовления показ, объяснение, загадка.
предметов из бумаги «Киригами».
Словесная игра «Транспорт».
Тема: «Лиса Патрикеевна».
Цель: формировать умение изготавливать
фигурки животного из бумаги в технике
«Киригами».

Показ, объяснение, загадки, поговорки,
рассматривание иллюстраций.
Словесная игра «Назови героев сказок».

Тема: «Зайка - трусишка».
Цель: знакомство с техникой изображения
предметов с помощью крупы.

Рассматривание иллюстраций, объяснение, частичный
показ, загадки, поговорки.
Словесная игра «Назови ласково».

Тема: «Поздравительная открытка ко дню
Матери».
Цель: формировать умение изображать
предметы в технике «Тычкование».

Рассматривание иллюстраций, объяснение, показ,
чтение стихов о маме.
Выставка работ для родителей.

Тема: «Забавный клоун».
Показ, объяснение, рассматривание иллюстраций,
Цель: Знакомство с техникой изображения чтение стихов о цирке.
игрушки из бумажного конуса и цилиндра. Словесная игра «Веселый цирк».
Тема: «Лошадка в зимнем лесу».
Цель: Знакомство с техникой изображения
животного с помощью ватных дисков и
палочек.

Показ, объяснение, рассматривание иллюстраций,
загадки.
Словесная игра «Доскажи словечко».

Тема: «Новогодняя елка».
Цель: развивать умение изображения
предметов из конусов.

Показ, объяснение, загадки, поговорки,
рассматривание иллюстраций, чтение стихов. Рассказ
из личного опыта «Как мы дома украшаем елку».

Тема: «В гости к Деду Морозу».
Показ, объяснение, рассматривание иллюстраций,
Цель: продолжать развивать умение в технике исполнение новогодних песен, стихов.
изготовления пригласительной открытки
Выставка работ для родителей.
на тонированной бумаге с использованием
разноцветных ватных дисков, крупы.
Тема: «Зимняя сказка».
Цель: развивать умение в технике
изображения зимнего пейзажа с
использованием ватных дисков и палочек.

Беседа, частичный показ, объяснение, художественное
слово.
Словесная игра «Назови волшебные предметы».

Тема: «Кошка и котята».
Цель: развивать умение изготавливать
игрушки в технике «Киригами».

Объяснение, показ, загадки.
Рассказы из личного опыта «Мой маленький друг».

8

15.

Тема: «Погремушка для малышей».
Цель: формировать умение изготовления
игрушки из коробочки от «киндера»,
наполняя ее крупой.

Рассматривание иллюстраций, объяснение, частичный
показ, загадки.

Тема: «Кукла – матрешка».
Цель: формировать умение изготовления
поделок с помощью цветного песка.

Рассматривание иллюстраций, объяснение, частичный
показ, загадки, поговорки.

Тема: «Пингвин».
Цель: развивать навыки изготовления
фигурок из соленого теста.

Беседа, показ, объяснение, художественное слово,
роспись акварелью или гуашью.

Тема: «Мышка и мишка».
Цель: Знакомство с техникой изображения
предметов с помощью пряжи.

Беседа, объяснение, показ, художественное слово.
Словесная игра «Где чье жилище?».

Тема: «Открытка для папы».
Рассматривание иллюстраций, объяснение, показ,
Цель: продолжать развивать умение
художественное слово.
изображения предметов (военной техники) Выставка работ для родителей.
на открытке с помощью техники
«Тычкование».

27.

Тема «В гостях у сказки».
(театр «Киригами»).
Цель: продолжать развивать умение
изготовления фигурок животных в
технике «Киригами» к сказке «Теремок».

Рассматривание иллюстраций, показ, объяснение.
Проигрывание фрагментов сказки с помощью
сделанных фигурок для театра «Киригами».

Тема: «Цветы в подарок маме» (каллы).
Цель: развивать умение изготовления
цветов с помощью ватных дисков,
украшение их с помощью техники
«Тычкование».

Рассматривание иллюстраций, объяснение, частичный
показ, художественное слово.
Рассказы из личного опыта «Моя мама».
Выставка работ для родителей.

Тема: «Золотой петушок».
Цель: продолжать развивать умение
изготовления игрушки из солёного теста и
цветного песка.

Рассматривание иллюстраций, объяснение, частичный
показ, загадки, чтение стихов, роспись акварельными
красками или гуашью.
Словесная игра «Волшебные предметы».

Тема: «Овощная грядка».
Цель: закреплять умение изображения
предметов с помощью цветного песка.

Рассматривание иллюстраций, показ, объяснение,
загадки, чтение стихотворений.
Словесная игра «Вершки- корешки».

Тема: «Цыпленок».
Цель: развивать умение изображения
предметов с помощью крупы.

Рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение,
показ, художественное слово.
Словесная игра «Где, чей детеныш?»

Тема: «Времена года».
Цель: развивать умение изображения
предметов в технике «Тычкование».

Рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение,
частичный показ, рассуждение, художественное
слово.

9

Тема: «Веточка вербы».
Цель: формировать умение изображения
предметов с помощью пряжи.

Рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение,
показ, художественное слово.
Дидактическая игра «Ветки и детки».

Тема: «Весенний ковер».
Цель: продолжать развивать умение
изготовления предметов из разноцветной
пряжи.

Рассматривание иллюстраций, показ, объяснение,
загадки.
Дидактическая игра «Где какой цветок распустится?».
Выставка работ для родителей.

Тема: «Грузовик».
Рассматривание иллюстраций, показ, объяснение,
Цель: формировать умение изготовления
загадки, художественное слово.
частей автомобиля из бумажных конусов и
цилиндров.
Тема: «Самолет».
Цель: закреплять навыки изготовления
предметов из соленого теста

Рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение,
показ, роспись акварелью или гуашью, загадки,
чтение стихов.
Словесная игра «Летает, не летает».

Тема: «Мы едем на дачу».
Цель: закреплять умение пользоваться
техникой «Киригами», «Тычкование» и
изготовления цветов с помощью пряжи.

Рассматривание иллюстраций, показ, беседа,
объяснение, загадки.
Словесная игра: «Какой бывает отдых».

Тема: «Мы на луг ходили».
Цель: закреплять умение составления
композиции с использованием цветного
песка, крупы.

Роспись крупы гуашью или акварельными красками,
рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение,
частичный показ, загадки, поговорки.
Словесная игра «Когда это бывает».

Тема: «Чем пахнет лето».
Цель: закреплять навыки изображения
предметов в технике «Тычкование», с
использованием разнообразных
материалов.

Рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение,
частичный показ, художественное слово, рассказ о
своих работах, загадки, игры.
Выставка поделок, рисунков для родителей.

Список литературы
И.А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду», М., Изд. дом
«Карапуз» 2009г
И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика», М., Изд.
дом «Карапуз» 2009г
И.А. Лыкова «Дидактические игры и занятия» М., Изд. дом «Карапуз» 2009г
Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование», М., Изд. дом
«Карапуз» 1999г
Журналы «Коллекция идей», ЗАО «Эдипресс - Конлига», 2011-2013 гг.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение о конфликте интересов.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».