Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Осипенко, дом 45
т. (8-841-57) 3-93-44
e-mail – mdou29ds@rambler.ru
ОГРН-1045800603221, ИНН/КПП-5803013729/580301001
Принята
Педагогическим советом
МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ ДС № 29
г. Кузнецка
__________ / Бувалина Г.В./
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Приказ № 314
от «02» сентября 2024 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности
«Занимательные финансы»
(для детей 5-6 лет)
Срок реализации 1 год.
город Кузнецк
2024 год
1
Оглавление
1. Пояснительная записка ........................................................................................... 3
2.Учебно – тематический план................................................................................... 6
3. Содержание программы .......................................................................................... 6
4. Методическое обеспечение программы ................................................... ….......13
5. Список литературы.................................................................................................14
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательные финансы» (далее
– Программа) по содержанию является социально-гуманитарной, по уровню освоения –
ознакомительной, по степени авторства – экспериментальной.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
N 273-ФЗ (с изменениями).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г
№
629
образовательной
«Об
утверждении
деятельности
Порядка
по
организации
дополнительным
и
осуществления
общеобразовательным
программам».
3.СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утвержден
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2).
4.Письмо Министерства образования и науки РФ 11.12.2006 № 06-1844 «О
Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в
дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам,
совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации
интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как
предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями
социума и общественно полезного труда человека.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы обусловлена
значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом,
формированием
правильной
ориентации
ребёнка
в
экономических
явлениях,
необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми
3
ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших
задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в
систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в
частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные
финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере
взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов
финансовой грамотности у обучающихся 5-6 лет.
Задачи реализации Программы:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги,
подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного
ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное
отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
• трудиться, работать и зарабатывать;
• деньги, доходы;
• покупать, тратить, расходовать, транжирить;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
4
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых
для достижения успеха в жизни.
Формирование
мышления,
деловых
финансовой
качеств,
культуры
в
общественной
части
развития
активности
и
экономического
предприимчивости
ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В
этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию целого ряда финансовоэкономических
терминов,
проведению
сложных
математических
расчётов,
планированию, анализу, синтезу и пр. Несоответствие между познавательными
потребностями ребёнка и его возможностями переработать информацию может
привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами,
многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.
Учитывая это, отличительной особенностью Программы является формирование
у обучающихся нравственной стороны, необходимой для финансового воспитания:
уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость,
ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в
противовес
вседозволенности,
эгоизму,
стремлению
к наживе любой
ценой,
формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко
социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды.
Программа рассчитана на обучающихся 5-6 лет.
По данным психологов именно старший дошкольный возраст является наиболее
эффективным для формирования образного мышления, а также эффективного освоения
азов финансовой грамотности.
Форма обучения – очная.
Программа
реализуется
в
течение
всего
календарного
года,
включая
каникулярное время (учебный план рассчитан на 36 академических часов).
Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня. В учебном
плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по реализации
дополнительных общеразвивающих программ с учащимися 5-6 лет – 25 минут.
5
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Выбор форм проведения образовательной деятельности, форм и методов
обучения обусловлен психолого-педагогическими особенностями дошкольников.
Программа предполагает групповую форму занятий по 10 – 15 человек, что
позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной
формой работы является занятие. Формы организации деятельности детей на занятии:
фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная. Каждое занятие эмоционально
окрашено, по содержанию занятия подобраны
игры – путешествия, игры-
эксперименты, занимательные задачи, мини-спектакли. В процессе реализации
программы допускается корректировка содержания, форм проведения, времени
прохождения материала.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы дошкольники должны:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий,
предусмотренных Программой;
- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть
без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,
универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не
бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить
результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти
на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно
и бережливо относиться к ним;
- приобрести нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и
чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать
успешному управлению личными финансами.
6
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, викторина,
интеллектуальный
марафон,
интерактивная
театрализованная
мини-постановка,
выставка, презентация проектов, игра-испытание и др.
2. Учебно-тематический план
№
Раздел, тема
Форма
Количество часов
Всего
Теория
Практика
контроля
мини спектакль
мини спектакль
мини спектакль
творческое
задание
мини спектакль
мини спектакль
1
Труд
3
1
2
2
Деньги и счет
8
3
5
3
Товар – стоимость - цена
9
1
8
4
Считаем – тратим разумно
7
1
6
5
Долги
4
2
2
6
Все по плану
5
1
4
Итого
36
9
27
3. Содержание программы
№
занятий
Тема
Содержание
Формы и методы
проведения
1.Раздел «Труд»
1
Труд - основа
жизни
Трудиться означает что-то
делать, созидать для себя, на
благо своей семьи, близких
людей, друзей, домашних
питомцев и пр. Любой труд это хорошо, сидеть без дела это плохо. Виды домашнего
труда
Беседа, игра-соревнование
«Мои домашние
обязанности», папкапередвижка «Наша семья
трудится», тематический
стенд о труде
2
Работать и
зарабатывать
Работать означает трудиться
за вознаграждение.
Зарабатывать - получать
вознаграждение за
выполненную работу (также
можно заработать наказание
Беседа, ситуационные
задачи, игра «Вот так
заработали!»,
фотовыставка, конкурс
проектов «Трудиться
полезно и почётно»
7
за провинность, проступок и
т. п.)
3
Мини-спектакль
«Без труда не
вытащишь и
рыбку из пруда»
Закрепляем понятия:
трудиться, работать и
зарабатывать
Интерактивный
мини-спектакль
2. Раздел «Деньги и счет»
4
Как придумали
деньги
Деньги - мера оценки труда
(вознаграждение за
проделанную работу),
универсальное средство
обмена (инструмент обмена
товаров и услуг)
Беседа, чтение, рассказ
5
Какие бывают
деньги, как они
выглядят и откуда
берутся
Виды денег (монета,
банкнота, пятак, рубль и пр.).
Изготовление денег: печать,
чеканка
Беседа, исследование,
чтение, игра «Нарисуем
деньги для нашей группы»,
придумываем деньги для
группы, тематический
стенд «Какие деньги были и
какими стали (эволюция
денег)»
6
Монеты
Монеты 1,2,5,10, рублей
Счет монет. Игра «Сколько
стоит».
7
Как деньги
попадают к нам в
дом. Трудовая
денежка всегда
крепка
Труд и доходы.
Вознаграждение за честный
труд, заработная плата
родителей, пенсия дедушек и
бабушек. Считай деньги в
своём кармане, а не в чужом
Беседа, обсуждение, игра
«Как потопаешь, так и
полопаешь», ситуационные
задачи, сказка «Трудовые
деньги». Рассказ для
родителей «Отец и сын»
8,9
Сравнение монет
Монеты 1,2,5,10, рублей
Решение простых
арифметических задач
10
Где живут деньги
Денежку бережём.
Кошельки, копилки, сейфы,
банки и банковские карты и
пр.
Игра «Денежкин домик»,
сказка «Где живут
денежки?», обсуждение.
Папка-передвижка «Мы
идём в банк»
11
Мини-спектакль
Закрепляем понятие деньги
«Зайкина находка»
8
Интерактивный
мини-спектакль
3. Раздел «Товар – стоимость - цена»
12
Где покупают и
продают разные
товары
Торговые предприятия:
магазины, киоски, ларьки,
базары, рынки, ярмарки
Игра «Где что купить?»,
обсуждение, тематический
стенд, папка-передвижка
«Мы идём за покупками»
13
Наша мастерская
Изготавливаются товары для
ярмарки: рисуем, клеим,
вырезаем, лепим и пр.
Творческо-трудовая
деятельность
14
Стоимость и цена
товара
Разбираем цепочку товарстоимостъ-цена.
Определяем стоимость
товара (сделанных поделок:
затраченные материалы,
наше время и наш труд) и
формируем цену
Игра «Сколько это стоит?»,
беседа «Как складывается
стоимость товара»,
обсуждение
Цена
Отсчитываем монеты по
заданному числу, несколько
монет за один товар.
Число не зависит от
величины монеты
Игра «Мы в магазине»,
ситуационные задачи
18
Выгодно-невыгод
но
Волшебные правила для
покупателя и продавца,
обмен, подарок, реклама
Ситуационные задачи, игра
«Выбираем: дорого-дёшево,
выгод но-невыгодно»,
сказка «Что за птица?» обмен, сказка «Как старик
корову продавал» - что
может реклама, обсуждение
19
Обмен монет
Одну монету заменяем
несколькими.
Решение простых
арифметических задач.
20
Русская ярмарка
Ярмарка и её атрибуты:
шуты и скоморохи,
зазывалы, конкурсы и
балаганы, шарманка,
Петрушка, купцы,
ремесленники, торговцы,
торговые соглашения,
хороводы, русская пляска,
кулачные бои. Используем
деньги нашей группы,
Обсуждение, играпраздник «Русская
ярмарка»: покупаем и
продаём свои поделки,
торгуемся, обмениваемся,
заключаем торговые
соглашения, веселимся.
Конкурс проектов «Этой
ярмарки краски»
Организация мини-
15,16,17
9
придуманные ранее
спектакля на тему «Лесная
ярмарка»
4. Раздел «Считаем – тратим разумно»
21
Тратим разумно,
экономим
22
Деньги любят счет Учимся сравнивать части
множества на основе счета.
23
Мини-спектакль
«Хочу и могу»
24
Копим и сберегаем Уясняем: зачем надо копить
и сберегать, как можно
копить, копить непросто, но
полезно, ответственно и
важно
Ситуационные задачи,
папка-передвижка «Мы
копим», обсуждение, игра
«Копим и сберегаем»
Семейная копилка
Закрепляем навыки счета на
основе монет
Решение простых
арифметических задач.
Мини-спектакль
«Мишкина
копилка»
Закрепляем понятия:
откладывать, копить,
сберегать. Обыкновенная
копилка поможет понять, как
важно прилагать усилия к
тому, чтобы обрести
желаемую вещь, научит
экономить и даст
возможность распоряжаться
личными деньгами
Интерактивный
мини-спектакль
25
26
Деньги зарабатываются
трудом, и поэтому тратить их
необходимо только с
пользой, относиться к ним
бережливо. Бережливый
человек всегда богаче.
Воспитываем бережное
отношение к труду и деньгам
Беседа, чтение, игра
«Деньги получил - ерунды
накупил», викторина
«Разумные траты сказочных
героев», загадки: «Угадай,
кто это?», игра «Открываем
бутербродную, закупаем
товар»
Ситуационные задачи
Учимся различать понятия:
Интерактивный
хочу и могу. Наши желания
мини-спектакль
«Хочу», а наши возможности
и ресурсы «Могу».
Формируем ответственное
отношение к принятию
решения, которое
проявляется в тесной
взаимосвязи желаний и
реальных возможностей по
их осуществлению
10
27
Творческое
занятие «Наша
мастерская»
Развивать у детей
потребность радовать
близких добрыми делами,
экономить, беречь свои вещи
Дети занимаются
посильным ремонтом
игрушек и пр., в том числе
принесённых из дома.
Делают поделки и экономят
материал: бумагу, краски,
пластилин и пр.
5. Раздел «Долги»
28
Занимаем и
одалживаем
Знакомимся с понятиями:
одалживать, занимать.
Занять - взять что-то взаймы
на время, одолжить - дать
что-то взаймы на время
Беседа, ситуационные
задачи, игра «Занять и
одолжить», папкапередвижка «Занимаем и
одалживаем»
29
Долги
Знакомимся с рассказом
Валентины Осеевой «Долг»
и русской поговоркой
«Долги к земле придавили».
Выясняем, что долг может
быть не только денежным,
невыполненные обещания это тоже долг
Чтение, обсуждение,
читаем рассказ «Долг»,
обсуждаем рассказ и
русскую поговорку
30
Заплатить долг
скорее, так будет
веселее
Осознаём, что если взял чтото в долг на время, обязан
вовремя вернуть
(возвратить). Воспитываем
ответственность: если не
уверен, что это получится,
лучше не обещать и не
занимать. Долг - это
серьёзное обязательство
Обсуждаем русские
пословицы:
- Умей взять, умей и отдать!
- Бери да помни! Не штука
занять, штука отдать.
- В долг брать легко, а
отдавать тяжело
31
Мини-спектакль
«Долг платежом
красен»
Закрепляем понятия:
занимать, одалживать,
долг, должник
Интерактивный
мини-спектакль
6. Раздел «Все по плану»
32
Всё по плану!
Знакомим с понятием план.
Объясняем важность
составления планов.
Закладываем основы
планирования. Начинаем с
планирования своего дня.
Учимся организовывать своё
11
Игра «План на следующий
день», папка-передвижка
«Мы планируем», беседа
время
33
Ставим цели
Воспитываем желание и
умение ставить перед собой
цели, строить планы,
действовать по плану и
достигать цели
Ситуационные задачи, игра
«Наши цели», тематический
стенд
34
Сделал дело гуляй смело
Учимся подводить итоги
всего, что делали и
планировали, анализировать
поступки, искать
эффективные решения,
думать сообща
Игра «Сделал дело - гуляй
смело», исследование,
ситуационные задачи,
обсуждение
35
Мини-спектакль
«Всё по плану!»
Закрепляем понятия: план,
планировать
Интерактивный
мини-спектакль
36
Мини-спектакль
«Бережливые
друзья»
Осознаём, что бережливый
Интерактивный
человек всегда умеет
мини-спектакль
трудиться, мастерить своими
руками и получать
удовлетворение от того,
что сделал что-то
самостоятельно. Он всегда
увлечён процессом
творчества и новыми
ощущениями, занят
генерацией новых идей, их
реализацией,
приготовлением новых блюд,
исследованием новых
возможностей экономии.
Ему открыт простой,
честный, весёлый мир.
Бережливость, трудолюбие,
щедрость, честность,
милосердие - качества
человека со здоровым
отношением к деньгам
4. Методическое обеспечение программы
Организация образовательного процесса должна подчиняться определенным
педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному
12
достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционального
психологического климата в детском коллективе.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные
мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение
художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов,
зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, экспериментирование и др.).
Базовой формой и методом реализации Программы является игра.
Программа реализуется с методическим сопровождением:
- методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по
организации и проведению занятий);
- пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;
- сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих
сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования
финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);
- сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;
- сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;
- раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для
организации обучения и воспитания дошкольников;
- художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в
дошкольных учреждениях.
5. Список использованной литературы
1. Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.: ВИТАПРЕСС, 2019.
2. Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Ры- жановская. -М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2019.
3. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.: ВИТАПРЕСС, 2019.
13
4. Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжа- новская. -М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6. Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.
Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
7. Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А. Павленко.
Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение общества информатики и
вычислительной техники. - 38 с.
8. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебнометодическое пособие. - Издательство Челябинского государственного педагогического
университета, 2015. - 89 с.
9. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего
дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2006. - 98 с.
10. Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шай- кина, И.В.
Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или
Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с. - Электронный ресурс:
http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
11. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и
обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
12. Полиманская, Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в
совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская // Нравственно-трудовое
воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 117 с.
13. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. - М., 2005. 254 с.
14. Александров, И. Большая иллюстрированная энциклопедия для дошкольников.
Litres, 2018.
15. Арефьева, Т.А. Дети и деньги / Т.А. Арефьева. - СПб.: Речь, 2006. - 246 с. - (Детская
психология).
16. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта
14
«Финансовый грамотей: Пособие для воспитания финансовой грамотности от 5 до 99 /
Иркутск:
Альмира,
2012.
28
-
с.
ил.
Электронный
-
ресурс:
http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/ Denegnie_skazki_Raskraska.pdf
17. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В.
Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 125 с.
18. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Ку- рак. - М.: СФЕРА,
2002. - 80 с.
19. Липсиц, И. В. Удивительные приключения в стране Экономика / И.В. Липсиц. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 336 с.
Сказки, рассказы
1. «Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову
2. «Сами виноваты» По С. Михалкову
3. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»
4. В. Сухомлинский «Жадный мальчик»
5. Сказка «Хранители бюджета»
6. Аким Яков «Жадина»
7. Татьяна Казырина «Жадина»
8. Эмма Мошковская«Жадина»
9. К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»
10. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
11. Рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала»
Игры, дополнительный раздаточный материал
Картинки «Профессии» - онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/ kartinki-professii-dlyadetej.html
Раскраски
«Деньги»
онлайн-доступ:
-
http://detskie-raskraski.ru/
detskie-
raskraski/raskraska-dengi
Электронные ресурсы:
1.
Методические
Министерства
материалы
финансов
по
финансовой
Калининградской
грамотности
области
дошкольников
[Электронный
https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly-dlya- doshkolnikov
15
для
ресурс].
-
2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: www.festival.lseptember.ru
Дети
и
деньги
[Электронный
ресурс].
-
Режим
доступа:
www.
fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. worldofchildren.ru
Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net
Подготовка к школе [Электронный ресурс].-Режим доступа: http:// vscolu.ru
16