Читалочка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 29 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Осипенко, дом 45
т. (8-841-57) 3-93-44
e-mail – mdou29ds@rambler.ru
ОГРН-1045800603221, ИНН/КПП-5803013729/580301001
Принята
Педагогическим советом
МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ ДС № 29
г. Кузнецка
__________ / Бувалина Г.В./
Приказ № 314
от «02» сентября 2024 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности

«ЧИТАЛОЧКА»
(для детей 6-7 лет)
Срок реализации 1 год.

г.Кузнецк,
2024 г.
1

Оглавление

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебно-тематический план

6

3.

Содержание программы

7

4.

Методическое обеспечение программы

12

5.

Список использованной литературы

14

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» (далее по
тексту – программа) , социально-гуманитарной направленности для детей 67 лет определяет содержание и организацию работы по формированию у
детей навыка чтения, вне требований образовательной
программы
дошкольного образования МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка.
Новизна программы «Читалочка» заключается в специальном подборе
методических приемов и методов, составлении подборки дидактических игр
и упражнений, направленных на раннее обучение чтению на основе
возрастных особенностей психического развития детей дошкольного
возраста.
Актуальность определяется ее направленностью на создание условий
для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений,
развитие ранней грамотности и навыков чтения, социальный запрос
современного общества.
Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу
подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс
адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. Основанием для создания
программы «Читалочка» стало проведение мониторинга среди родителей
обучающихся старшего дошкольного возраста. В его ходе было выявлено,
что спрос на дополнительные образовательные услуги по обучению детей
чтению достаточно высок.
В настоящее время раннее овладение чтением наиболее актуальный
вопрос. К первокласснику предъявляют высокие требования, проверяют его
умение читать, запоминать прочитанное и т.п. Соответствие данным
требованиям может быть достигнуто с помощью специально организованной
дополнительной педагогической деятельности.
Педагогической целесообразностью программы является
раннее
овладение приемами чтения, обеспечение ребенку комфортного
психологического состояния при адаптации к школьному обучению,
формирование стойкого интереса к чтению, что дает преимущество в
овладении разными предметами и способствует развитию его мозга в самый
благоприятный возрастной период.
Цель. Обучение детей старшего дошкольного возраста сознательному,
правильному чтению. Предупреждение трудностей школьного обучения,
развитие ранней грамотности.
3

Задачи:
Закрепить буквы и их характерные особенности.
Обучать чтению по слогам с переходом к чтению целыми словами,
предложениями.
Формировать навык осознанного чтения; использование самостоятельного
чтения для получения информации.
Обогащать словарный запас.
Развивать и совершенствовать фонематические функции, звуко-буквенные
связи, аналитико-синтетические процессы мыслительной деятельности,
пространственное восприятие.
Развивать навык использования прочитанных предложений в качестве
эталонов построения собственной речи.
Воспитывать интерес к чтению.
Отличительные особенности программы «Читалочка» заключаются в
том, что дети осваивают чтение в дошкольном возрасте. В программе
соблюдается преемственность с имеющимися знаниями, опытом детей и с
последующим обучением. Осуществление образовательного процесса
обучения чтению происходит на основе закрепления и систематизации
знаний детей о звуке и букве. Методы обучения, используемые в работе,
соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют
программы школы и образовательную программу дошкольного образования
МБДОУ ДС № 29 г.Кузнецка.
Программа рассчитана на детей от 6 до7лет.
Срок реализации программы составляет 1 год, 36 занятий.
Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю по 30 мин.
Учебный план рассчитан на 36 часов. Обучение чтению требует от детей
большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от
педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи
каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности реализации данной
программы группу формируют не более 10 человек.
Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих
технологий. Занятия проводятся при смене деятельности. Содержание
занятий построено на дидактических принципах, как доступность,
систематичность и последовательность, индивидуальный подход. При
необходимости допускается корректировка содержания программы
Ожидаемые результаты и способу определения результативности:
В результате обучения дети должны читать:
4

односложные слова со стечением согласных;
слова разной слоговой структуры;
простое двусоставное предложение без предлога;
простое предложение с предлогом;
тексты доступные по объему и содержанию (небольшие рассказы,
стихотворения, сказки).
В результате обучения чтению ребенок должен уметь:
отвечать на вопросы, понимать смысл прочитанного, пересказывать
прочитанное.
называть знаки препинания: точка, запятая, восклицательный и
вопросительный знаки, а также ставить ударение в словах;
писать печатные буквы и отдельные слова.
Содержательный контроль и оценка результатов предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы
ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. В рамках
накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий
можно использовать следующие
показатели:

степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при чтении:
чем помощь воспитателя
меньше, тем выше самостоятельность у
воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение детей
на занятиях:
живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий.
Форма подведения итогов реализации программы:
 открытое занятие для родителей;
 отчет педагога на Педагогическом совете.

5

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п

Раздел

Количество
часов

Практика

1

Чтение сочетаний из гласных

4

4

2

Чтение
обратных и прямых
слогов. (С+Г; Г+С)
Чтение
односложных
и
двухсложных
слов
(С+Г+С;
С+Г+С+Г)
Чтение слов из трех открытых
слогов, из двух слогов с закрытым
слогом и простых предложений
Чтение
слов
со
стечением
согласных, предложений
Чтение слов и предложений с Ъ Ь
знаком
Итоговое занятие

7

7

5

5

6

6

11

11

2

2

1

1

36

36

3

4

5
6
7

Всего

6

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
Тема
занятий
1
Буква У

Программные задачи
Узнавание буквы У в ряду других букв.
Определение наличия буквы У в написании слов.

Формирование графического образа буквы У.
2

Буква А

Узнавание буквы А в ряду других гласных букв.
Соединение букв.
Чтение сочетаний типа АУ, УАУ
Составление из букв разрезной азбуки слов УА, АУ.

3

Буква И

Сопоставление буквы и её графического образа.
Развитие навыка чтения слогов.
Чтение сочетаний типа АИ, УИ.
Определение наличия буквы И в написании слов и ее
положения в слове.
Игра «Найди слово»

4

Буквы А У И

Чтение сочетаний типа АУИ, ИУА.
Сопоставление букв и графического образа.
Печатание.
Игра «Мама пошла в магазин»

5

Буква П

Чтение слогов типа АП.
Упражнение с разрезной азбукой: составлять и читать
слоги АП, УП, ИП; ПА, ПУ, ПИ.
Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди
слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь
предложение».

6

Буква Т

Чтение слогов типа АТ, УТ, ИТ.
Подбор картинок, в названии которых есть буква И.
Упражнения с разрезной азбукой: составлять и читать
слоги: ТА, ТУ, ТИ, АТ, УТ, ИТ.
Чтение по таблице слогов.

7

Буква К

Упражнения с разрезной азбукой: составление и чтение
слогов КА, КУ, КИ, АК, УК, ИК;
Чтение слогов и слов на знакомые буквы.
Чтение по таблице слогов.
Игра «Найди слово»

8

Буква О

Чтение обратных и прямых слогов.
Чтение знакомых сочетаний букв в строчку и в столбик.
Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной
азбуки.

9

Буква М

Упражнения с разрезной азбукой, составление и чтение
слогов и слов с буквой М.
Чтение слогов и слов по слоговым таблицам.
7

Определение места буквы М в словах (по картинкам).
10

Буква Х

Слияние букв в один слог (ХА, ХО).
Сопоставление буквы и её графического образа.
Развитие навыка чтения слогов.
Составление и чтение слогов и слов с буквой Х.
Печатание под диктовку слогов и слов.

11

Буква Ы

Чтение слогов, слов.
Чтение прямых слогов с буквой Ы.
Упражнение в составлении и чтении слогов и слов из
букв разрезной азбуки.
Чтение слогов и слов по таблицам.

12

Буква С

Чтение слогов и слов с буквой С.
Упражнения с разрезной азбукой. Определение места
буквы С в написании слова.
Чтение по таблице слогов и слов.
Развитие навыков чтения прямых и обратных слогов.

13

Буква З

Чтение слогов, слов с буквой З. Сопоставление буквы и
её графического образа.
Упражнения с разрезной азбукой.
Упражнения для формирования навыка правильного
слогового чтения.
Подбор и составление слов с буквой З.

14

Буква Н

Чтение слогов типа НИ, НА; слов типа НИНА, НАТА.
Сопоставление буквы и её графического образа.
Развитие навыка чтения слогов.
Пополнение словарного запаса.
Чтение предложений из двух-трёх слов.
Анализ прочитанных предложений.

15

Буква Я

Чтение слогов типа СА, СЯ,
слов типа САНЯ.
Чтение предложений с изученными буквами.
Подбор картинок, названия которых начинаются на
букву Я.
Умение узнавать изученные буквы.
Чтение слогов и слов, предложений из 2-3 слов на
знакомые буквы.

16

Буква Б

Чтение слогов, слов, предложений типа У БОБЫ КОТ.
Определение места буквы Б в словах (по картинкам).
Разучивание чистоговорок.
Игра «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди
слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь
предложение».
Большая буква в начале предложения.

17

Буква Д

Чтение
8

-слогов, слов типа ДОМ, ДЫНЯ, САДИК, ДУБИНА,
- предложений ЗА ДОМОМ САДИК.
Закрепление умения сопоставлять букву и её
графический образ.
Обогащение словарного запаса.
Развитие навыка чтения слогов (по таблице).
Формирование навыка правильного слогового чтения.
18

Буква В

Чтение слогов, слов типа ВАТА, ИВАН, предложений У
ВИТИ СОВОК.
Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать
слоги и слова; упражнять в чтении прямых и обратных
слогов; знакомиться с большой буквой в начале
предложения и в именах собственных.

19

Буква Г.

Чтение слогов, слов типа ГУСИ, ВАГОН, ГИМН,
предложений ВОТ ГУСИ ГОГА И ГАГА.
Обогащение словарного запаса.
Формирование навыка правильного слогового чтения.
Чтение слогов и слов по таблицам.
Сопоставление буквы и её графического образа.
Развитие навыка чтения слогов.

20

Буква Ш.

Буква Ш, правописание ШИ; Чтение, печатание слогов,
слов типа УШИ, МАШИНА,
предложений У ДАШИ КОШКА.
Отбор картинок с буквой Ш.
Определение места буквы Ш в словах.
Чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов
и слов.
Развитие зрительного и тактильного восприятия,
оптико-пространственных представлений, мелкой
моторики.

21

Буквы Ш-С

Чтение, печатание слогов, слов с ранее изученными
буквами.
Разучивание чистоговорок.
Игра «Читатели», «Составь предложение».

22

Буква Л

Чтение слов типа ПЛОТ, ВОЛК, СЛИВА; предложений
МИЛА ПИЛА МОЛОКО.
Сопоставление буквы и её графического образа.
Пополнение словарного запаса.
Чтение предложений из двух-трёх слов.
Умение анализировать прочитанные предложения.

23

Буква Э

Чтение слов типа ПОЭТ, предложений У ЭДИКА
ЭСКИМО.
Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать
слоги и слова

24

Буквы Э, Е

Чтение слогов и слов типа ХЕК, ПЕНА, МЕТКА
9

Чтение и печатание слов, предложений типа ЭТО
ЕДА.
Сопоставление буквы и её графического образа.
Игра «Сложи слово из букв магнитной азбуки».
25

Буква Ж

Чтение слов и предложений типа ЛУЖИ, НОЖИК; ПОД
КУСТОМ ЕЖИ.
Правописание ЖИ;
Чтение предложений из двух-трёх слов.
Умение анализировать прочитанные предложения.
Разучивание чистоговорок.
Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди
слово», «Мама пошла в магазин», «Читатели», «Составь
предложение».

26

Буква Й

Чтение слов, предложений типа ЗМЕЙ; ЗА СОСНОЙ
ЗАЙКА.
Сопоставление буквы и её графического образа.
Игры «Мама пошла в магазин», «Составь
предложение».

27

Буква Р

Чтение слов, предложений типа РАК, РОЗЫ, ГРИБЫ,
ГИТАРА; РИТА ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ.
Чтение предложений с изученными буквами.
Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки»,
«Читатели», «Составь предложение».

28

Буква Ё

Чтение, печатание слов, предложений типа ЁЛКА,
КОТЁНОК; ЁЖИК СПИТ ПОД ЁЛКОЙ.
Сопоставление буквы и её графического образа.
Чтение предложений с изученными буквами.
Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди
слово», «Составь предложение».

29

Буква Ч

Чтение, печатание слов. Сопоставление буквы и её
графического образа.
Правописание ЧА, ЧУ; чтение, печатание слов,
предложений типа МЯЧИК; ДЕТИ ПИЛИ ЧАЙ
Чтение предложений из двух-трёх слов. Анализ
прочитанных предложений.

30

Буква Ь

Чтение, печатание слов, предложений; КАРАСЬ,
ОКУНЬ; У МАЛЬЧИКА КОНЬКИ.
Чтение предложений из двух-трёх слов.
Анализ прочитанных предложений.
Чтение обратных и прямых слогов, слов.
Составление из букв разрезной азбуки слов.

31

Буква Ц

Чтение и печатание слов, предложений.
10

Чтение предложений с изученными буквами (Ц-С).
Чтение предложений из двух-трёх слов.
Анализ прочитанных предложений.

Упражнение с разрезной азбукой: составление и чтение
слогов, слов.
Чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и
слов.
33

Буква Щ

Чтение и печатание ЩА,ЧУ,ЩУ.
Сопоставление буквы и её графического образа.
Чтение предложений из двух-трёх слов. Анализ
прочитанных предложений.
Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди
слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь
предложение».

33

Буква Ф

Чтение и печатание слов.
Упражнения с разрезной азбукой: составление и чтение
слогов и слов.
Чтение слогов и слов по таблицам.

34

Буква Ю

Буква Ю, чтение, печатание слов, предложений .
Чтение предложений из двух-трёх слов.
Анализ прочитанных предложений.
Упражнения в умении:
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.

35

Буква Ъ

Чтение, печатание слов и предложений типа СЪЕХАТЬ
ВЪЕХАТЬ; ДЕТИ СЪЕХАЛИ С ГОРКИ.
Продолжать формировать умение сопоставлять букву и
ее графический образ.
Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.
Упражнения в умении составлять из букв разрезной
азбуки слова.

36

Итоговое

Закрепление полученных ранее навыков, умений.

Итого

36 занятий

11

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация образовательного процесса должна подчиняться
определенным педагогическим требованиям, учет которых будет
способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а
также созданию благополучного эмоционального психологического климата
в детском коллективе.
Для освоения программы обучающимися используются:
Методы организации образовательной деятельности:
-словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа,
рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
-наглядные: использование иллюстраций;
видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
-репродуктивный метод – метод практического показа.
Методы, обеспечивающие уровень образовательной деятельности:
 Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ
беседа).
 Наглядный (наблюдение, рассматривание).
 Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук»,
«Найди букву», «Цепочка слов» и т.п.).
Методы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности
детей:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- коллективный – организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный
–
чередование
индивидуальной
и
фронтальных форм работы;
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Материально-технические условия
Для реализации программы необходимы:
1. Помещение для проведения занятий.
2. Оборудование:
- детская мебель в соответствии с СанПиН (столы, стулья);
- магнитная доска;
12

- мольберт.
3. Материалы для изображения и выкладывания букв:
- простые карандаши,
- карандаши цветные,
- фломастеры, маркеры,
- счетные палочки,
- пластилин,
- мозаика,
- фасоль, горох,
- шнурки, веревочки и др.
4. Демонстрационный материал:
- карточки с печатными заглавными и прописными буквами,
- слоговые таблицы,
- таблицы для чтения,
- картинки – образы букв,
- наборное полотно,
- схема слияния букв,
- карточки и схемы звукобуквенного анализа слов,
- карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы,
- карточки и схемы составления предложений;
- магнитная азбука,
- разрезная азбука, касса букв и слогов.
5. Комплекты иллюстраций и картинок на все звуки родного языка,
дидактические игры, книжки – раскраски из серии «Азбука», «Рисование по
точкам», «Штрихование», аудио- и видеозаписи.
6. Детские книги из серий: «Читаем по слогам», «Азбука», «Букварь»

13

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273- ФЗ.
2. СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды
обитания»
(утвержден
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2).
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
5. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
6. Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетради 1,2,3,4. Обучение грамоте
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
правильным
звукопроизношением. 2-е изд., испр.- М.: Издательство Гном, 2015. - 48 с.
7. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных
учреждениях для детей с нарушениями речи.— М.: Владос, 2000. — 317 с.
8. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.
9. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред проф. учеб.
заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 403 с.
10. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – Екатеринбург: «Издательский
дом «Литер», 2014г.
11. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 98 с.
12. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.:
«Гном и Д», 2000.
13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.:
«Гном и Д», 2000.
14. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму. Рабочая
тетрадь.- Издательство Ювента.2013.-. 32
15.Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению.
Комплексные занятия, разрезная азбука для детей 6-7 лет. – Изд.3-е.Волгоград: Учитель, 2016.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение о конфликте интересов.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».