Занимательная геометрия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Осипенко, дом 45
т. (8-841-57) 3-93-44
e-mail – mdou29ds@rambler.ru
ОГРН-1045800603221, ИНН/КПП-5803013729/580301001
Принята
Педагогическим советом
МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка

«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка
__________ / Бувалина Г.В./

Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Приказ № 314
от «02» сентября 2024 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Занимательная геометрия»
(для детей 6-7 лет).
Срок реализации 1 год.

город Кузнецк
2024 год

Оглавление
1.

Пояснительная записка....................................................... Ошибка! Закладка не определена.

2.

Учебно – тематический план ............................................. Ошибка! Закладка не определена.

3.

Содержание программы ..................................................... Ошибка! Закладка не определена.

4.

Методическое обеспечение программы ........................... Ошибка! Закладка не определена.

5.

Список литературы ............................................................. Ошибка! Закладка не определена.

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная геометрия»
(далее – Программа) по содержанию является естественнонаучной, по уровню
освоения – ознакомительной, по степени авторства – экспериментальной.
Программа

разработана

в

соответствии

с

нормативно-правовыми

документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3.СанПиН

1.2.3685–21

«Гигиенические

нормативы

и

требования

к

обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (утвержден Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021 № 2).
4.Письмо Министерства образования и науки РФ 11.12.2006 № 06-1844 «О
Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Программа разработана по запросам родителей и детей и направлена на
развитие умственных способностей, пространственного мышления и воображения
ребенка, способности видеть мир в целостных образах, правильно мыслить и
рассуждать.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным,
научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на

3

пути проблемы, убедить других в своей правоте, и, тем самым, процесс обучения
в школе будет приносить радость и удовлетворение.
Современные игровые технологии и экспериментирование составляют
основу Программы и обеспечивают подготовку детей к активному осмысленному
восприятию курса геометрии в школе.
Освоение Программы происходит не путем получения готовой информации,
а через ее «открытие» в специфических детских видах деятельности (игре,
исследовании, экспериментальной деятельности, общении, конструировании).
Продвижение каждого ребенка вперед идет своим темпом по индивидуальной
траектории.

Это

позволяет

добиваться

результативности

в

реализации

Программы, независимо от исходного уровня развития ребенка.
Педагогическая

целесообразность

программы

состоит

в

том,

что

современные игровые технологии позволяют в доступной и занимательной форме
познакомить детей с рядом основных геометрических понятий, формировать
умение

ориентироваться

обнаруживать

в

геометрические

простейших
образы

в

геометрических
окружающей

ситуациях

обстановке.

и
Это

способствует более глубокому и сознательному усвоению математического
содержания и приобретению практических навыков.
Цель: формирование элементарных геометрических представлений.
Задачи:
- познакомить с геометрическими понятиями: точка, луч, угол, отрезок, прямая,
горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая
линии, окружность, симметрия;
- расширять представления о геометрических фигурах, используя в качестве
эталона объемные и плоскостные формы;
- формировать измерительные умения с помощью линейки;
4

- развивать любознательность, самостоятельность, сообразительность, стремление
к поиску нестандартных способов решения задач;
- совершенствовать интеллектуальную и коммуникативную компетентность через
парную и групповую работу;
- воспитывать

морально – волевые качества личности: ответственность,

организованность

в

преодолении

трудностей,

действий

самоконтроля

и

самооценки.
Отличительной особенностью Программы является углубленное освоение
образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование
элементарных математических представлений. Форма», а также включение задач
и заданий, трудность которых определяется не столько математическим
содержанием, сколько новизной и необычностью образовательных ситуаций.
Программа рассчитана на обучающихся 6-7 лет.
По данным психологов именно старший дошкольный

возраст является

наиболее эффективным для формирования образного мышления, а также
эффективного освоения азов геометрии. Пространственное мышление, как
разновидность образного, играет большую роль в обучении, в обыденной жизни и
в дальнейшей профессиональной деятельности.
Дошкольники
сравнение,

овладевают

обобщение,

простейшими

классификация,

доказательство; удовлетворяют потребность

логическими

суждение,

операциями:

умозаключение,

в активности, инициативности,

самостоятельности, общении.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание дошкольников становится произвольным. Время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

5

В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и
характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
Дети в этом возрасте способны отслеживать поведение партнёров по игре.
Форма обучения – очная.
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая
каникулярное время (учебный план рассчитан на 36 академических часов).
Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня. В учебном
плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по
реализации дополнительных общеразвивающих программ с учащимися 6-7 лет –
30 минут.
Программа

реализуется

за

рамками

основной

образовательной

деятельности.
Выбор форм проведения образовательной деятельности, форм и методов
обучения обусловлен психолого-педагогическими особенностями дошкольников.
Программа предполагает групповую форму занятий по 10 – 15 человек, что
позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы является занятие. Формы организации деятельности
детей на занятии: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная. Каждое
занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны

игры –

путешествия, игры-эксперименты, занимательные задачи, квесты. В процессе
реализации

программы

допускается

корректировка

содержания,

форм

проведения, времени прохождения материала.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы у дошкольников имеют представления о
многообразии геометрических фигур, ориентируются в

геометрических

понятиях, графической информации, владеют измерительными умениями,

6

проявляют любознательность, самостоятельность, сообразительность, стремление
к поиску нестандартных способов решений задач.
Учащийся должен знать:
 основные геометрические понятия;
 многообразие геометрических фигур;
 основные принципы использования графической информации.
Учащийся должен уметь:
 владеть измерительными умениями;.
 понимать графическую информацию;
 выполнять нестандартные способы решения задач;
 строить партнерские отношения в коллективе сверстников;
 контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Для проверки результативности обучения применяются такие формы как:
контрольные задания, графический диктант, викторина, КВН, тематический квест,
игры – путешествия, интеллектуальный марафон.
Учебно-тематический план
№

1

Раздел, тема
Тема 1. «Знакомство с

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

1

-

геометрией»

Форма контроля
контрольные
задания

2

Тема 2. «Линии»

11

3

8

КВН

3

Тема 3.

6

0,5

5,5

игра-путешествие

4

0,5

3,5

викторина

«Геометрические
фигуры»
4

Тема 4 «Окружность»

7

5

Тема 5

8

0,5

7,5

квест

«Геометрическое
тело»
6

Тема 6 «Симметрия»

5

0,5

4,5

квест-путешествие

7

Итоговое

1

-

1

интеллектуальный

мероприятие

марафон

Итого

36

6

30

Содержание программы.
Тема 1. «Знакомство с геометрией»
Теория. Основные геометрические понятия. Геометрические образы в
окружающей обстановке.
Контрольные вопросы на знание основных геометрических понятий,
геометрических образов в окружающей обстановке.
Тема 2. «Линии»
Теория. Различные виды линий, их свойства.
Практика. Упражнения на освоение различных видов линий и их свойств.
Контрольные упражнения (графический диктант), КВН.
Тема 3. «Геометрические фигуры»
Теория. Многообразие многоугольников, их строение.
Практика.

Упражнения

на

освоение

действий

с

разными

многоугольников.
Контрольное мероприятие игра-путешествие.
Тема 4 «Окружность»
Теория. Окружность. Структура окружности.
Практика. Упражнения на освоение составляющих окружности.
8

видами

Контрольное мероприятие викторина.

Тема 5 «Геометрическое тело»
Теория. Геометрические тела. Их разновидности.
Практика. Действия с геометрическими телами.
Контрольное мероприятие тематический квест.
Тема 6 «Симметрия»
Теория. Понятие симметрии. Значение в быту
Практика. Игры-эксперименты с объектами окружающей обстановки.
Контрольное мероприятие квест-путешествие.
Методическое обеспечение программы
Дата
№1

Тема. Цель
Тема: Знакомство со
сказочной страной
«Геометрия»
Цель: познакомить
детей с новым
понятием
«Геометрия».

Методические приёмы
Рассказ- путешествие в страну
«Геометрия»
(герои - канцелярские
принадлежности: Ластик,
Карандаш, Альбом, Скрепочка,
Линейка)
Сказка о канцелярских
принадлежностях.
Рисование материала,
необходимого для знакомства с
геометрией.
Рассказ о «Геометрии»
Задание «Пройди лабиринт»

Материал
Изготовленные
человечки из
канцелярских
принадлежностей
скрепки,
карандаша,
ластика.
Иллюстрации
«Крестьянин
меряющий землю
метром»,
«Геодезист» и т.д.
Лабиринты.

Тема 2. «Линии»
№2

Тема: Геометрическое
понятие точка
Цель: развивать
умение детей отличать
то, что видят, от того,

Повторение:
Что изучает наука геометрия?
Откуда произошло такое
название?
Знакомство с понятием точка.
9

Иллюстрации:
«Курочка с
цыплятами»
«Звёздное небо».
Конфетти.

№3

№4

что представляют,
понимать
относительность
сходства
геометрических
объектов и их
реальных моделей.
Дать понятие, что
точка это след от
карандаша. Помочь
детям увидеть в
реально
существующих вокруг
предметах –
геометрическую
точку.
Тема: Знакомство с
понятием линия
Цель: показать детям,
что линия получится,
если точку(след от
карандаша) продлить в
любую сторону.
Познакомить детей с
прямыми и кривыми
линиями. Развивать
умение детей чертить
разные линии,
отличать и называть
их.

Тема: «Пересечение
линий»
Цель: познакомить
детей с
параллельными и
пересекающимися
линиями.

Игры «Где можно увидеть
«точки»?», « Кто больше увидит
точек»
Задание:
 найди на рисунке точки.
Дорисуй их сам и раскрась
картинки.
 расставь точки в клеточках в
определённом порядке.
 нарисуй, где ты видел точки

Наглядный
материал с
заданиями.

Повторение: Что такое точка?
Как её можно начертить? Что
получится, если след от
карандаша (точки) продлить в
сторону?
Знакомство с понятием линия.
Задание:
 продолжи линию: в том же
направлении, в
противоположном
направлении
 соедини точки в линии, найди
среди них прямые и кривые,
 найди прямые и кривые
линии в группе,
 начерти разные линии: синим
цветом- прямые, красным –
кривые
 повтори рисунок их точек в
клетках.
Повторение. Какие бывают
линии?
Моделирование пересечение
линий из счётных палочек,
шнурков.
Задание:
 Раскрась предметы, которые

Магнитная доска,
маркеры.
Наглядный
материал с
заданиями.

10

Счётные палочки,
шнурочки.
Иллюстрации
железной дороги,
электролиний,
тропинок.
Наглядный

по форме похожи на кривую
материал с
линию, синим фломастером, а заданиями.
на прямую – жёлтым.

№5

Знакомство с понятием
пересекающиеся линии.
Задание:
 игра: « Определи, где линии
пересекающиеся, а где
параллельные».
 назови, где можно увидеть
пересекающиеся и
параллельные линии.
 поставь фломастером точки в
местах пересечения линий.
 начерти пересекающиеся и
параллельные линии.
 соедини точки линиями,
раскрась картинку.
Тема: Знакомство с
Повторение. Графический
понятием «прямая
диктант.
линия»
Кривая. Прямая. Параллельные.
Цель: познакомить
Пересекающиеся.
детей, с
Знакомство с понятиями прямая
вертикальными,
линия – вертикальная,
горизонтальными,
горизонтальная, наклонная
наклонными прямыми Задание:
линиями. Помочь
 обведи прямые наклонные
увидеть эти линии в
линии – зелёным цветом,
окружающей
вертикальные линии –
действительности.
красным, горизонтальные
прямые линии – синим.
 найди на рисунке прямые
вертикальные,
горизонтальные, наклонные
линии – обведи разным
цветом.
 из счётных палочек выложи
прямые линии – вертикальные,
горизонтальные, наклонные и
назови их.
 проведи по пунктирным
линиям, не отрывая руки,
11

Иллюстрации:
крыша дома, горка,
деревья, столб,
линия горизонта,
скамейка.
Счётные палочки.
Наглядный
материал с
заданиями.

№6

№7

Тема: Знакомство с
линейкой, единицей
измерения длины –
сантиметр.
Цель: Познакомить
детей с линейкой,
формировать умение
ею пользоваться –
проводить прямые
линии. Познакомить с
единицей измерения –
сантиметр.
Тема: Знакомство с
понятием «кривая
линия»
Цель: познакомить
детей с различными
видами кривых линий
– волнистыми,
изогнутыми,
спиралевидными.
Помочь увидеть эти
линии в окружающей
действительности

вертикальные, горизонтальные
и наклонные линии.
 начерти по клеточкам
наклонные вертикальные,
горизонтальные линии.
 творческие упражнения
дивергентного типа «Оживи
линию», «На что похоже»
 логическое задание «Исключи
лишнее»
Повторение
Наглядный
Графический диктант
материал с
Кривая. Прямая. Параллельные. заданиями.
Пересекающиеся.
Презентации «Как начертить
прямую линию»
Практическая работа – Чертим
прямые линии»

Повторение. Графический
диктант
Задание:
 Выложи из счётных палочек
линии: горизонтальную,
вертикальную, наклонную.
Знакомство с понятием «кривые
линии»
Задание:
 найди на рисунке кривые
линии: спиралевидные,
изогнутые, волнистые.
 выложи из шнурков или
фишек линии, какие захочешь
– назови их.
 нарисуй предметы похожие
на кривые линии.
 моделирование кривых линий
из различных материалов:
проволока, веревочка
 творческое задание «Оживи
12

Картина,
составленная из
различных кривых
линий.
Шнурки, фишки,
карточки с
различными
линиями.
Наглядный
материал с
заданиями.

№8

Тема: Понятие
«отрезок».
Цель: познакомить
детей с понятием
«отрезок». Закрепить
представление о
единице измерения сантиметр. Развивать
умение пользоваться
линейкой, чертить и
измерять отрезки.

№9

Тема: Знакомство с
понятием «Луч»
Цель: познакомить
детей с понятием
«луч».

№ 10 Тема: Знакомство с
понятием «Ломаная
линия»
Цель: Познакомить

линию»
 логическое упражнение
«Какая линия лишняя»
Повторение. Графический
диктант
Знакомство с понятием отрезок.
Рассказ сказки об отрезке.
Задание:
 определи, кто из зверей
нарисовал отрезок, а кто
линию.
 соедини точки так, чтобы
получился отрезок.
 измерь палочку с помощью
линейки
 игры: «Кто быстрее
построит мост через реку»,
«Кто быстрее и правильнее
измерит доски для моста»
 соедини точки отрезками
(кто получился? – дорисуй,
что он любит есть.)
Повторение
Задание:
 подбери доски для забора
(9см. 6 см. 4 см.)
 начерти отрезок 2см. 5 см. 8
см.
Знакомство с понятием луч.
Задание:
 дорисуй лучики у солнышка,
у снежинки, у паутинки.
 обведи отрезки синим
карандашом, лучи – красным,
прямые линии – зелёным
 начерти то, что я назову: луч,
отрезок, прямая линия.
 начерти лучи из одной точки
 выполни узор по клеточкам.
Повторение
 найди на картинке разные
знакомые линии – назови их.
Графический диктант
13

Линейки для
каждого ребёнка.
Большая линейка –
демонстрационная.
Брусочки разной
длины.
Макет – речки.
Наглядный
материал с
заданиями.

Иллюстрации
солнышка,
паутинки,
снежинки.
Доски разного
размера.
Линейка.
Наглядный
материал с
заданиями.

Макет, сделанный
из конструктора –
ломаная линия.
Счётные палочки

детей с понятием
ломаная линия, ее
видами (замкнутая,
незамкнутая,
самопересекающаяся).
Развивать умение
моделировать линии.

№ 11 Тема: Знакомство с
понятием «угол»
Цель: познакомить
детей, с понятием
«угол» (прямой,
тупой, острый).
Развивать умение
сравнивать углы и
видеть их в
окружающей
действительности.

№ 12 Обобщающие
итоговое занятие по
теме «линии»

Знакомство с понятием ломаная
линия. Рассматривание макета
ломаной линии.
Задание:
 найди лишнюю линию
 закончи рисунок так, чтобы
получились предметы и
фигуры.
 выложи из счётных палочек
разные ломаные линии,
посчитай количество звеньев.
 начерти разные ломаные
линии – напиши сколько
звеньев.
 повтори узор.
1.Повторение
Задание:
 назови знакомые линии.
 начерти ломаную линию из 5
звеньев, из 3 звеньев, из 6
звеньев; замкнутую ломаную
линию.
Знакомство с понятием угол
Задание:
 найди, кто сидит на вершине
угла, а кто по сторонам; найди
разные углы и обведи острые –
красным, тупые – синим,
прямые – зелёным цветом.
 выложи из счётных палочек
разные углы, назови их.
 найди в группе разные углы,
покажи и назови их.
 начерти разные углы – разным
цветом.
 выполни узор по клеточкам.
 моделирование из бумаги
«елочка», «дом»
 логическое упражнение
«Истинно – ложно»
КВН (2 команды)
Задания:
 рассели жильцов в дома
14

Карточки с
различными
линиями
Картинка,
состоящая из
различных линий.

Карточки с
разными углами.
Счётные палочки
Карточки с
различными
линиями.
Наглядный
материал с
заданиями.

Дидактический
материал
«Картинка с

Цель: закрепить
знакомые понятия.








(различие углов: тупые,
острые, прямые).
кто больше найдёт и назовёт
разных линий
игры «Заколдованное
письмо» (соединение точек
отрезками – что получилось),
«Кто быстрее сделает ограду»
(измерение отрезков),
«Зигзаг удачи»
(выкладывание ломаных
линий из 4 звеньев, 7
звеньев),
«Кто здесь лишний»
назови предметы, похожие на
разные линии.

Тема 3. «Геометрические фигуры»
№ 13 Тема: Знакомство с
Повторение
геометрической
Игры «Скажи и не ошибись»
фигурой –
(назвать правильно знакомые
многоугольник.
линии и фигуры)
Цель: Познакомить
«Чудесный мешочек»
детей с
Знакомство с геометрической
геометрической
фигурой – многоугольник.
фигурой –
Задания:
многоугольник.
 раскрась многоугольник –
назови его (по количеству
углов)
 раскрась треугольники и
сосчитай их
 выложи из палочек разные
многоугольники – сосчитай
углы – назови их.
 раскрась фигурки в разные
цвета.
 повтори узор по клеточкам.
Тема: Знакомство с
Повторение. Игра «Кто быстрее
№ 14 геометрической
назовёт углы»
фигурой –
Знакомство с треугольниками.
треугольник.
Рассматривание различных
15

карманами – дома
для углов»
Карточки с
различными
углами.
Картины,
состоящие из
различных линий
Карточки с
точками
( ключ)
Бруски разного
размера для
забора.
Гимнастические
палки.
Карты с
различными
линиями (схема)
Счётные палочки
Карточки с
линиями,
геометрическими
фигурами,
различными
многоугольниками
«Чудесный
мешочек» с
набором
плоскостных и
объёмных фигур.
Наглядный
материал с
заданиями.

Различные
треугольники (по
размеру, по цвету,
остроугольные,

Цель: дать
представления детям,
что треугольники
имеют три угла, три
вершины, три
стороны. Бывают
прямыми,
тупоугольными,
остроугольными,
равносторонними,
равнобедренными.

треугольников
Задания:
 назови, чем отличаются
треугольники; обведи их
разным цветом: тупоугольные
– красным, остроугольные –
синим, прямоугольные –
зелёным.
 дорисуй, используя
треугольники, парус –
кораблику, колючки – ёжику,
ствол – пальме.
 выложи из фишек разные
треугольники – назови их
 нарисуй предметы из
треугольников
 повтори треугольники по
клеточкам.
№ 15 Тема: Знакомство с
1. Повторение
геометрической
Загадки. «О какой фигуре я
фигурой – квадрат
говорю, отгадай.
Цель: познакомить
Знакомство с квадратом
детей с тем, что у
Задания:
квадрата все углы
 обведи все предметы
прямые и все стороны
квадратной формы, раскрась
равной длины.
их.
Показать, как можно
 покажи предметы похожие на
квадрат поделить на
квадрат.
равные части разными  подели торт квадратной формы
способами.
на четыре равных части.
 «Раскрась коврик»
 найди предметы квадратной
формы, нарисуй их.

тупоугольные,
прямые,
равносторонние.)
Фишки
Иллюстрации
предметов
треугольной
формы.

№ 16

«Чудесный
мешочек» с
набором объёмных
и плоскостных
фигур.
Макеты

Тема: Знакомство с
геометрической
фигурой
прямоугольник.
Цель: дать понятие
детям о том, что

Повторение. « Чудесный
мешочек», «Найди на ощупь
фигуру, которую я назову», «
Кто больше назовёт фигур»
Знакомство с прямоугольником,
четырёхугольником
16

Карточки с
фигурами –
отгадками
Макеты: квадраты,
кубы разного цвета
и размера,
различные
предметы,
игрушки
квадратной и
кубической
формы,
ножницы по
количеству детей,
4 бумажных
квадрата на
каждого ребёнка,
клей.

прямоугольник – это
четырёхугольник, у
которого все углы
прямые, а
противоположные
стороны равной
длины.
Развивать умения
находить сходства и
отличия
геометрических
фигур: квадрат и
прямоугольник.
№ 17 Тема:
«Четырехугольник»
Цель: расширять
представления детей о
четырехугольниках.
Развивать умение
сравнивать разные
виды
четырехугольников
(прямоугольник, ромб,
трапеция), выделять
стороны, углы.
Закреплять умение
анализировать,
высказывать и
доказывать свою
точку зрения.

Задания:
прямоугольников
 найди и раскрась все предметы разного цвета и
размеров.
прямоугольной формы.
 нарисуй робота из
прямоугольников по образцу.
 вспомни и назови предметы
прямоугольной формы, формы
прямоугольной призмы.
 нарисуй предметы похожие на
прямоугольник.

Повторение. Игра «Рассели
жильцов», «Назови фигуру», «На
какую фигуру похож предмет?»
Знакомство с геометрическими
фигурами: четырёхугольники,
прямоугольники, различные
призмы.
Задания:
 рассели жильцов
(прямоугольники,
прямоугольные призмы,
четырёхугольники
 вспомни и назови предметы
прямоугольной формы,
четырехугольной формы.
 найди и приклей фигуры с
левой стороны листа –
четырёхугольники, с правой
стороны – прямоугольники.
Тема: В гостях у
Путешествие по стране
№ 18 геометрических фигур геометрии
Цель: Закрепить
Задания:
представления детей о  соедини линией
геометрических
геометрические тела с
фигурах.
похожими предметами.
Развивать умение
 игра «Найди нужную
решать логические
тропинку» (разделить
задачи.
геометрические тела, и
геометрические фигуры,
назвать их)
17

Наглядный
материал с
заданиями.

Карточки с
нарисованными
геометрическими
фигурами.
Предметы похожие
на геометрические
фигуры и формы.
«Волшебный
мешочек» с
набором форм и
фигур разного
цвета и размера.

№ 19 Тема: Окружность.
Цель: познакомить
детей с понятием
«окружность», «центр
окружности».
Развивать умение
проводить прямые
линии, пересекающие
окружность и
касающиеся ее.

№ 20 Тема: Окружность
Цель: дать детям
представление о
понятиях «радиус»,
«диаметр».
Развивать умение
находить, чертить и
измерять радиус и
диаметр в разных
окружностях.

 игра «Геометрическое
домино».
 подбери предмет к каждой
фигуре.
 Геометрический диктант.
 игра «Волшебный мешочек»
 игра «Где, чья развертка»
Тема 4. «Окружность»
Повторение «Покажи и назови»
Знакомство с геометрическим
понятием окружность.
Задания:
 раскрась на картинке только
предметы округлой формы.
 рассели жильцов
(рассортировать предметы
круглой формы, имеющие
форму окружности)
 нарисуй окружность
 проведи линии (касающиеся и
пересекающие окружность)
 вылепи из пластилина
окружность
 начерти окружности с одним
центром
 размести предметы в разных
кругах (вверху, внизу, справа,
слева)
Творческое задание «Оживи
окружность»
Логическое задание «На что
похоже», «Одинаковое, разное, у
трех»
Знакомство с геометрическими
понятиями «радиус», «диаметр».
Задания:
 найди радиус
 покажи диаметр
 начерти окружность и проведи
несколько радиусов, сравни их
между собой
 измерь и сравни радиус и
диаметр
18

Наглядный
материал с
заданиями.

Предметы,
похожие на разные
геометрические
формы.
Карточки с
изображением
окружности.
Предметы
округлой формы,
пластилин,
карандаши,
линейки,
трафареты
окружностей.

Карандаши,
линейки,
трафареты
окружностей.
Карточки с
изображением
различных
окружностей, с
выделенными
радиусами,

№ 21 Тема: Окружность.
Цель: познакомить
детей с понятиями
«вписанная в
окружность
геометрическая
фигура»,
«пересекающиеся
окружности»
Развивать умение
располагать
геометрические
фигуры внутри
окружности и вне её.
Тема: Знатоки
№ 22 окружности
Цель:
Систематизировать
представления детей
об окружности.
Развивать умение
решать логические
задачи.

Творческие задания «Дорисуй и
назови», «Разные колеса»,
«Катятся или крутятся»
Логические задания «Третий
лишний», «Что за чем?»
Знакомство с понятием
«вписанная в окружность
геометрическая фигура».
Задания:
 начерти окружность
 подбери фигуры
 размести геометрические
фигуры в окружности, вне её
 «впиши» фигуру в
окружность с помощью
трафарета, линейки
 найди точки пересечения
окружностей, сколько их
Викторина «Что мы знаем об
окружности»
Задания:
 у какой окружности больше
радиус
 отметь окружности с общим
центром
 нарисуй пересекающиеся
окружности
 отгадай загадки
Творческие задания «Изобрази
окружности с помощью разного
материала»

Тема 5. «Геометрические тела».

19

диаметрами,
пересекающимися
линиями
Разные
геометрические
фигуры,
карандаши,
линейки,
трафареты.

Наглядный
материал с
заданиями.

№23 Тема:
Геометрическое тело.
Цель: познакомить
детей с понятием тело
(объёмная фигура),
развивать умение
различать и называть
фигуры, соотносить
предметы с
геометрической
моделью.
№ 24

№ 25

Тема: Куб
Цель: расширять у
детей знания об
объемном теле - куб.
Развивать умение
находить основание
фигуры, грани, ребра,
вершины и их
соотношения.

Знакомство с понятием
«геометрическое тело»
Задания:
 раскрась рисунок – запомни
название тел.
 найди похожие предметы в
комнате.
 игра на развитие тактильных
ощущений «Волшебный
мешочек
Задания:
 рассматривание модели куба.
 игра «Посчитай и напиши»
 игра «Найди предмет формы
куба».
 конструирование куба из
проволоки
 конструирование «Маленькие
архитекторы»

Тема: Куб
Цель: закрепить
Задания:
представления о кубе.  игра «Подумай и ответь»
Развивать умение
 изготовление куба из
детей изготавливать
развертки
модель куба из бумаги
с применением
выкройки – развёртки.

№ 26 Тема: Знакомство с
геометрическим телом
- цилиндр
Цель: Познакомить
детей с
геометрическими
телом -цилиндр.

Повторение «Отгадай загадку»,
«Начерти фигуру, которую я
называю», «Найди на картине
предметы похожие на
геометрические фигуры, назови
их и покажи»
Знакомство с цилиндром
Задания:
 раскрась на картинке предметы
цилиндрической формы.
 рассели жильцов (предметы,
похожие на цилиндр)
20

Макеты тел,
«Волшебный
мешочек» с
набором фигур.
Наглядный
материал с
заданиями.

Макеты кубов.
Рисунки объёмных
предметов.
Проволока,
пластилин.
Наглядный
материал с
заданиями.
Бумага, карандаш,
клей,
ножницы.

Макеты
геометрических
фигур и форм
разных размеров и
цветов.
Картина,
состоящая из
рисунков
предметов
похожих на
геометрические
формы и фигуры.

 игра «дорисуй салфетку»
Творческое задание «Оживи
цилиндр», «На что похоже»
Логическое задание
«Четвертый лишний»
№ 27 Тема: Знакомство с
Повторение «Отгадай загадку»,
геометрическим телом «Начерти фигуру, которую я
- конус.
называю», «Найди на картине
Цель: Познакомить
предметы похожие на
детей с
геометрические фигуры, назови
геометрическим телом их и покажи»
- конус.
Знакомство с конусом.
Развивать умение
Задания:
сравнивать цилиндр и  раскрась на картинке предметы
конус, находить и
цилиндрической и
называть отличия и
конусообразной формы.
сходство.
 рассели жильцов (предметы,
похожие на цилиндр, конус)
 найди и приклей фигуры с
левой стороны листа –
цилиндрической формы, с
правой
стороны – конусообразной
формы.
 игра «дорисуй салфетку»
Логическое задание «Что
перепутал художник»
№ 28 Тема:
Знакомство с параллелепипедом.
Параллелепипед
Задание
Знакомство с
 тактильное упражнение «
геометрической
Найди и назови»
объёмной фигурой –
 рассматривание модели
параллелепипед.
параллелепипеда
Цель: познакомить
 игра «Раскрась картинки»
детей с
 игра «Найди предмет формы
геометрической
параллелепипеда».
фигурой –
 изготовление модели из
параллелепипед.
бумаги – развёртки.
Развивать умение
находить основание
фигуры, грани, ребра,
и вершины
параллелепипеда, их
21

Макеты
геометрических
фигур и форм
разных размеров и
цветов.
Картина,
состоящая из
рисунков
предметов
похожих на
геометрические
формы и фигуры.

Макеты
параллелепипеда.
Рисунки объёмных
предметов.
Проволока.
пластилин.
Бумага, карандаш,
клей,
ножницы.

соотношения.
№ 29 Тема : Шар
Знакомство с
геометрической
объёмной фигурой
Цель: познакомить
детей с
геометрической
фигурой – шар.

Знакомство с шаром.
Задания:
 тактильное упражнение «
Найди и назови»
 рассматривание модели
 игра «Найди предмет формы
шара»

№ 30 Тема: Пирамида
Знакомство с
пирамидой, как с
геометрическим телом
Цель: познакомить с
телом пирамида.
Развивать умение
находить основание
фигуры, грани, ребра
и вершины пирамиды.

Знакомство с пирамидой
(четырёхгранные, шестигранные
и др.)
Задания:
игра «Улицы города пирамид»
 игра «Определи, какой
пирамиды след»
 игра «Раскрась картинки»
 игра «Найди предмет данной
формы»
 изготовление модели из
бумаги – развёртки.
Тема 6. «Симметрия»
№ 31 Тема: Знакомство с
Рассматривание различных
осевой или зеркальной фигур .
симметрией
Рассматривание симметрии при
Цель: познакомить
помощи зеркала.
детей осевой или
Задания:
зеркальной
 игра «Найди фигурку с
симметрией.
симметрией, покажи ось».
 вырежи и наклей фигурку с
осевой симметрией
 вырежи фигуры с осевой
симметрией из бумаги
сложенной вдвое.
№ 32 Тема: Знакомство с
Повторение «Найди буквы, у
центральной
которых есть ось симметрии»,
симметрией
«Найди лишнего»
Цель: познакомить с
Знакомство с понятием
центральной
центральная симметрия
симметрией.
Задания:
 построй симметричные точки
22

Макеты шара.
Рисунки объёмных
предметов.
Проволока,
пластилин, бумага,
карандаш, клей,
ножницы.
Бумага, краска,
ножницы, клей,
большой лист
бумаги.
Различные
геометрические
фигуры

Различные фигуры
(с симметрией и
без)
Цветная бумага,
ножницы.
Зеркало без рамы.

Карточки с
разными
геометрическими
фигурами
«Оси симметрии –
длинные узкие
полоски

№ 33

Цель: закрепить
умение строить
симметричные
орнаменты на полосе
относительно оси или
точки.

№ 34 Тема: Построение
симметричных
мозаик.
Цель: дать детям
представление о том,
что если орнамент
симметричен
относительно
горизонтальной и
вертикальной оси
симметрии, то его
можно назвать
мозаикой.
№ 35 Тема: Калейдоскоп
симметрий
Цель: обобщить
представление детей о
видах симметрий.
Развивать умение
видеть симметрию в
окружающей
действительности.
Упражнять в решении
логических задач.
№ 36 Тема: «Праздник
Геометрии»

относительно прямой.
 расположи симметрично
фигуры относительно прямой
 напиши буквы, имеющие ось
симметрии.
Повторение.
Задания:
 проведи в симметричных
фигурах все возможные оси
симметрии
 упражнение «Раскрась
мозаику»
 рассматривание различных
орнаментов (повторение
симметричных фигур).
 коллективная работа
«Орнамент на полосе»
Рассматривание различных
мозаик.
Задание:
 найди оси симметрии
относительно, которых
симметричен рисунок.
 упражнение «Раскрась
мозаику»
 коллективная работа
«Мозаика»

Карточки с
буквами и
цифрами.

Квест – путешествие по стране
«Симметрия»
Задания на закрепление понятия
«симметрия»

Наглядный
материал с
заданиями.

Задания на закрепление
пройденного материала.

Наглядный
материал с

23

Иллюстрации с
национальной
одеждой (с
орнаментами)
Цветная бумага,
ножницы. Клей.
Узкий лист белой
бумаги – основа
под орнамент.

Иллюстрации с
мозаиками
(симметричными)
«ось симметрии»
Цветная бумага,
ножницы, клей.

(интеллектуальный
марафон)
Цель:
систематизировать
геометрические
представления детей,
закреплять умения
ориентироваться в
графической
информации,
развивать
любознательность,
самостоятельность,
сообразительность,
стремление к поиску
нестандартных
способов решения
задач.

заданиями.

Список использованной литературы
1. Житомирский

В.Г., Шверин Л.Н. «Геометрия для малышей», Москва,
«Педагогика», 1978.
2. Аромштам М, Баранова О. «Пространственная геометрия для малышей»
развивающие занятия , Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г.
3. ПолуэктоваС.П. « Сказочная геометрия», М.,2009
4. Салмина Н.Г. «Учимся думать» Что с чем объединяется? ( в 2 ч.), М.: Вентана –
Граф, 2008 (Предшкольная пора)
5. Салмина Н.Г. «Учимся думать» Что, как и с чем связано? (в 2 ч.), М.: Вентана –
Граф, 2008 (Предшкольная пора)
6. Салмина Н.Г. «Учимся думать» Что это такое?, М.: Вентана – Граф, 2007
(Предшкольная пора)
7. Салмина Н.Г. «Учимся думать» Что за чем следует? ( в 2 ч.), М.: Вентана – Граф,
2009 (Предшкольная пора)
8. Венгер Л.А. Программа «Развитие», М.:, ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001
9. Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника»,
Ярославль: «Академия развития», 2007
10. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников»,
Ярославль: «Академия развития», 2006
11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей» Ярославль: ТОО «Гринго», 2008
12. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления», Ярославль: «Академия
развития», 200
24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение о конфликте интересов.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».