Положение о группе компенсирующей направленности.pdf (604 КБ) (принят 28.04.2021)

1.3. Группа создается в целях осуществления квалифицированной коррекции
тяжелых нарушений речи (далее – ТНР), освоения обучающимися (далее
воспитанниками) адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования (далее - АООП) для детей с ТНР, усвоения
воспитанниками коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными
нормами, а также предупреждения возможных трудностей в процессе школьного
обучения.
1.4. Группа открывается в учреждении при наличии не менее 10 детей в возрасте 4
– 7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи.
1.5. На должность учителя-логопеда группы назначается лицо, имеющее высшее
специальное (дефектологическое) образование.
1.6. На должность воспитателя группы назначается лицо, имеющее высшее или
среднее специальное (педагогическое) образование и прошедшее подготовку на
курсах повышения квалификации воспитателей групп компенсирующей
направленности для детей с ТНР.
2. Задачи группы компенсирующей направленности.
2.1. Основными задачами группы являются
а) коррекция нарушений устной речи (первичного характера) у воспитанников
учреждения: формирование правильного звукопроизношения, развитие
лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
б) создание оптимальных условий для проявления речевой активности,
преодоления речевого негативизма у воспитанников с ТНР;
в) активизация познавательной деятельности воспитанников;
г) взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения их полноценного
развития.
2.2. Направления деятельности группы:
2.2.1. Диагностическое направление деятельности группы:
а) динамическое наблюдение и педагогический контроль состояния речи
воспитанников группы;
б) анализ динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении
АООП для детей с ТНР.
2.2.2. Коррекционное направление деятельности группы:
а) своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у
воспитанников недостатков в речевом развитии, с учетом их ведущего вида
деятельности и обеспечение достижения воспитанников, имеющих тяжелые
нарушения устной речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной
норме или приближенного к возрастной норме;
б) организация коррекционно - развивающей деятельности с воспитанниками,
имеющими тяжелые нарушения устной речи (первичного характера) с учетом
психологических и (или) физиологических и индивидуальных возможностей.
2.2.3. Профилактическое направление деятельности группы включает
своевременное предупреждение возникновения у воспитанников нарушений
чтения и письма.

2.2.4. Информационно-просветительское направление деятельности группы
заключается в оказании консультативной помощи педагогам и родителям
(законным представителям) воспитанников в вопросах речевого развития;
2.2.5. Организационно-методическое направление деятельности группы включает
организацию и систематизацию методического фонда группы.
3. Функции группы компенсирующей направленности.
3.1. Организация комплектования группы.
3.1.1. В группу зачисляются воспитанники учреждения в возрасте 4 – 7 лет,
имеющие тяжелые нарушения речи в соответствии с Международной
классификацией болезней десятого пересмотра раздела F80 «Специфические
расстройства развития речи и языка»:
а) с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) 1 и 2 уровня речевого развития;
б) с пограничными состояниями недоразвития речи: 1-2 уровнем ОНР, 2-3 уровнем
ОНР;
в) с 3 и 4 уровнем ОНР;
г) фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным выраженными
клиническими нарушениями речи (дизартрией, заиканием) и осложненным
неврологическими нарушениями.
3.1.2. Зачислению в группу не подлежат воспитанники, имеющие нарушения в
развитии устной речи вторичного характера: глухие, слабослышащие,
позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с
расстройствами аутистического спектра, с психопатоподобным поведением, а также
страдающие эпилепсией, шизофренией, со сложными сочетанными нарушениями.
3.1.3. В случае выявления в ДОО воспитанников с ТНР, воспитанники с согласия
их родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом
группы на обследование в территориальную психолого-медико-педагогическую
комиссию (далее – ТПМПК) для определения формы получения образования,
образовательной программы, которую воспитанник может освоить, создания
специальных условий для получения образования.
3.1.4. Воспитанники с ТНР принимаются в группу только с письменного согласия
родителей (законных представителей), оформленного в виде заявления и на
основании заключения ТПМПК.
3.1.5. Подготовка документации для ТПМПК осуществляется учителем-логопедом
группы, воспитателями тех групп общеразвивающей направленности, откуда
направляются воспитанники, родителями (законными представителями) в
соответствии с требованиями ТПМПК.
3.1.6. Комплектование группы начинается в марте – апреле и завершается к 1
сентября календарного года.
3.1.7. На основании заключений ТПМПК в группу также принимаются
воспитанники с ТНР, ранее не посещавшие учреждение.
3.1.8. Наполняемость воспитанников в группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи составляет не менее 10 человек.
3.1.9. Рекомендуемая длительность пребывания в группе составляет:
а) один год - для воспитанников шести лет с 4 уровнем ОНР;
б) два года - для воспитанников пяти лет с 3 уровнем ОНР и фонетикофонематическим
недоразвитием
речи,
обусловленным
выраженными

клиническими нарушениями речи (дизартрией, заиканием) и осложненным
неврологическими нарушениями;
в) три года - для воспитанников четырех лет с 1 и 2 уровнями ОНР.
3.1.10. Срок пребывания воспитанников в группе может быть изменен в
зависимости от состояния речи и возраста; для продолжения срока пребывания
воспитанников в группе необходимо заключение ТПМПК.
3.1.11. В соответствии с требованиями ТПМПК заключение теряет силу через год,
и при желании родителей (законных представителей) перевести воспитанника в
группу по истечении указанного срока снова запускается порядок оформления в
группу, описанный в п. 3.1.3.-3.1.6.
3.2. Организация коррекционно-развивающей работы группы.
3.2.1. ДОО создает специальные условия для получения образования
воспитанниками,
имеющими тяжелые нарушения в развитии устной речи
(первичного характера).
3.2.2. Под специальными условиями для получения образования воспитанниками,
имеющими тяжелые нарушения речи, понимаются условия обучения, воспитания и
развития, включающие в себя:
а) осуществление коррекционно-развивающей работы группы в соответствии с
заключением ТПМПК;
б) использование специальных образовательных программ, методов обучения и
воспитания, дидактических материалов и технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования;
в) проведение групповой, подгрупповой и индивидуальной образовательной
деятельности;
г) другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
воспитанников АООП.
3.2.3. Коррекционно-развивающая работа в группе осуществляется учителемлогопедом, воспитателями, педагогом-психологом, инструктором по физической
культуре, музыкальным руководителем, обеспечивающими интеграцию содержания
коррекционно-развивающей работы во всех видах детской деятельности.
3.2.4. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется учителемлогопедом группы с учетом возрастных, психологических и (или)
физиологических, индивидуальных особенностей, степени тяжести нарушений
устной речи воспитанников и отражает индивидуально - ориентированные
направления коррекционно-развивающей работы, обеспечивающие удовлетворение
особых образовательных потребностей указанной категории воспитанников.
3.2.5. На каждого воспитанника, зачисленного в группу ДОО, учитель-логопед
заполняет речевую карту в соответствии с возрастом, видом и структурой речевого
нарушения.
3.2.6.
Организация и проведение групповой непрерывной образовательной
деятельности (далее - НОД) в группе:
а) групповую организованную образовательную деятельность педагоги проводят в
соответствии с расписанием НОД на учебный год;
б) содержание групповой НОД учителя-логопеда отражается в календарнотематическом плане в соответствии с двумя направлениями коррекционноразвивающей работы: формирование лексико-грамматических средств языка и
развитие связной речи; формирование звукопроизношения и подготовка к
обучению грамоте;

3.2.7. Организация и проведение подгрупповой НОД в группе:
а) подгрупповую НОД учитель-логопед проводит в соответствии с расписанием
организованной образовательной деятельности на учебный год;
б) для проведения подгрупповой НОД формируются подгруппы воспитанников,
предельная наполняемость которых устанавливается в зависимости от характера
нарушений развития устной речи, психологических и характерологических
особенностей воспитанников;
в) периодичность проведения подгрупповой НОД определяется учителемлогопедом самостоятельно в зависимости от тяжести речевых нарушений и особых
образовательных потребностей воспитанников.
3.2.8. Организация и проведение индивидуальной образовательной деятельности в
группе:
а) индивидуальная образовательная деятельность
проводится учителемлогопедом в соответствии с расписанием образовательной деятельности,
составленным с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, с учетом
режима работы учреждения во время любой деятельности воспитанников; при этом
расписание индивидуальной образовательной деятельности каждого воспитанника
постоянно варьируется, чтобы исключить регулярное неучастие воспитанника в
одном и том же виде деятельности;
б)
продолжительность
индивидуальной
образовательной
деятельности
определяется учителем-логопедом самостоятельно в зависимости от возраста и
особенностей работоспособности воспитанника пятого года жизни 10-15 минут;
воспитанника шестого, седьмого года жизни 15 – 20 минут; между проведением
индивидуальной образовательной деятельности допускается перерыв в 5 минут;
в) периодичность проведения индивидуальной образовательной деятельности
определяется учителем-логопедом самостоятельно в зависимости от тяжести
речевых нарушений и особых образовательных потребностей воспитанников и
составляет от одного до пяти занятий в неделю;
г) планы индивидуальной образовательной деятельности с воспитанниками
составляются на основе анализа результатов обследования в зависимости от
структуры речевого нарушения с отметкой о последовательности формирования
произносительной стороны речи; при однородных нарушениях лексикограмматической стороны речи у воспитанников группы не требуется отмечать
данное направление в плане индивидуальной коррекционно-развивающей работы,
так как эта работа предусмотрена планом групповой организованной
образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств
языка и развитию связной речи на весь учебный год.
3.2.9. Воспитателем ежедневно во второй половине дня проводится подгрупповая и
индивидуальная образовательная деятельность, с целью закрепления пройденного
материала в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда, отраженными в
тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с указанием отметки о
выполнении работы, проведенной воспитателем.
3.2.10. В случае функционирования в ДОО разновозрастной (смешанной) группы
коррекционно-развивающая
работа
организуется
учителем-логопедом
и
воспитателем по возрастным подгруппам, что отражается в документации
учителя-логопеда и воспитателя группы.
3.2.11. Выпуск воспитанников из группы осуществляется решением психологопедагогического консилиума ДОО по окончании срока оказания логопедической

помощи после устранения (сглаживания) у них нарушений в развитии устной речи
и освоения полного курса АООП для детей с ТНР.
3.3. Документация учителя-логопеда группы.
3.3.1. Копии заключений ТПМПК.
3.3.2. Журнал обследования речи воспитанника
групп общеразвивающей
направленности ДОО.
3.3.3. Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (на учебный год).
3.3.4. Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в группу.
3.3.5. Годовой план работы учителя-логопеда.
3.3.6. Календарно-тематические планы коррекционно-развивающей работы.
3.3.7. Индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого
воспитанника, зачисленного в группу.
3.3.8. Тетрадь учета
посещаемости воспитанников индивидуальной
образовательной деятельности.
3.3.9. Расписание организованной образовательной деятельности учителялогопеда.
3.3.10. Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы.
3.3.11. Отчет о результатах работы учителя-логопеда за учебный год.
3.3.12. Паспорт логопедического кабинета.
3.3.13. График работы учителя-логопеда.
3.4. Форма ведения основной документации группы определяется учителемлогопедом самостоятельно.
4. Права и обязанности, ответственность.
4.1. В случае отказа родителей (законных представителей) от направления в
ТПМПК и последующей коррекционно – развивающей работы с их ребенком в
группе, обучающийся продолжает посещать ту группу, в которую был зачислен при
поступлении в учреждение.
4.2. ДОО предупреждает родителей (законных представителей) о том, что в случае
отказа от зачисления в группу ответственность за организацию дальнейшей
квалифицированной коррекции речевого нарушения обучающегося с ТНР
возлагается на родителей (законных представителей).
4.3. Информация о проведении обследования речи воспитанников в ТПМПК и
(или) в группе, результаты обследования, а также иная информация, связанная с
обследованием обучающихся, является конфиденциальной, предоставление
указанной информации без письменного согласия родителей (законных
представителей) детей третьим лицам не допускается.
4.4. Результаты обследования речевого развития воспитанников являются
профессиональным инструментом
учителя-логопеда, которым он может
воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне
актуального развития обучающегося и (или) о динамике такого развития по мере
реализации АООП.
4.5. Заведующий ДОО осуществляет систематический контроль и несет
персональную ответственность за комплектование и правильную организацию
коррекционно-развивающей работы в группе, повышение квалификации учителялогопеда и воспитателей группы.
4.6. Для организации деятельности группы в штатное расписание ДОО вводится
должность учителя-логопеда из расчета одна ставка учителя-логопеда на одну

группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи.
4.6.1. Учителю-логопеду устанавливается норма часов педагогической работы 20
часов в неделю за ставку заработной платы, из которых 18 часов отводится на
педагогическую работу с детьми, 2 часа – на консультативную и организационнометодическую деятельность.
4.6.2. На учителя-логопеда группы распространяются все льготы и преимущества,
предусмотренные законодательством Российской Федерации для учителейлогопедов.
4.7. Должность воспитателя группы устанавливаются из расчета не менее двух
ставок на одну группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи и зависят от режима работы ДОО.
4.7.1. Воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание,
присмотр и уход за воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья
устанавливается норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку
заработной платы.
4.7.2. На воспитателя, работающего непосредственно в группе, распространяются
все льготы и преимущества, предусмотренные законодательством Российской
Федерации для педагогических работников, непосредственно работающих с
детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
4.8. Методическое руководство деятельностью группы осуществляет старший
воспитатель ДОО.
4.9. Права и обязанности педагогического и технического персонала группы ДОО
определяются правилами внутреннего трудового распорядка ДОО и должностными
обязанностями.
4.10. На администрацию ДОО возлагается ответственность
за оборудование
логопедического кабинета группы, создание развивающей предметнопространственной среды в помещениях группы и логопедического кабинета
учителя-логопеда группы, их санитарное содержание и ремонт.
5. Взаимоотношения.
5.1. Открытие группы осуществляется приказом заведующего ДОО в соответствии
с заключениями ТПМПК, с согласия родителей (законных представителей)
воспитанников.
5.2. Вопрос о зачислении воспитанника в группу и (или) переводе в группу
другого профиля или другую ДОО решается ТПМПК.
5.3. В случае необходимости учитель-логопед может направлять воспитанника к
специалистам, не работающим в ДОО (врач – психиатр, невропатолог, ортодонт и
др.) с согласия родителей (законных представителей) воспитанников .
5.4. Отношения с воспитанниками и их родителями (законными представителями)
регулируются в порядке, установленном настоящим положением, уставом ДОО,
договором, заключенным между родителями (законными представителями) и ДОО.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 ГОРОДА КУЗНЕЦКА, Бувалина Галина
Викторовна, Заведующая
17.06.2022 14:58 (MSK), Сертификат № 01D7B445D4199B30000000CE00060002


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение о конфликте интересов.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».