среды обитания»
Закона Пензенской области от 04.07.2013 № 24132-ЗПО «Об образовании в
Пензенской области»;
Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1752-ЗПО «О реализации основных
гарантий прав и законных интересов ребенка в Пензенской области»;
Закона Пензенской области от 04.07.2013 № 2413-ЗПО «Об образовании в
Пензенской области» (с изменениями от 07.09.2020);
Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1752-ЗПО «О реализации основных
гарантий прав и законных интересов ребенка в Пензенской области» (с изменениями
от 10.10.2016)
Постановления Правительства Пензенской области от 07.07.2017 №332-пП «О
внесении изменений в государственную программу Пензенской области «Социальная
поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы» утвержденную
постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013№805-пП (с
последующими изменениями)
Приказа Министерства образования Пензенской области от 28.10.2013 №552/01-07
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной
и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) воспитанников , нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным
программам на дому или в медицинских организациях»;
Распоряжения Министерства Просвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
Устава и других локально нормативных актов ДОО.
1.3. Настоящее Положение определяет модель организации инклюзивного образования
детей с ОВЗ в образовательной организации, когда все дети, независимо от их
физического и (или) психологического развития, включены в общую систему
образования и имеют возможность получать образование по месту жительства
образовательных учреждениях (либо в максимально близко расположенных), которые
создают условия для оказания необходимой специальной поддержки детям с учетом
их возможностей особых образовательных потребностей.
1.4. В положении используются следующие понятия:
- воспитанники с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо,
имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные территориальной психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К воспитанникам с ОВЗ относят глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,
слабовидящих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорнодвигательного аппарата, задержкой психического развития,
расстройствами
аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью.
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
-адаптированная образовательная программа (далее - АОП) – образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц;
- доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, дооборудованная с
учетом потребностей воспитанников с ОВЗ и позволяющая вести образ жизни
самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать качественное образование;
- «тьютор» - педагогический работник (либо любое сопровождающее ребенка лицо,
согласно решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ТПМПК), который обеспечивает персональное сопровождение в
образовательном пространстве воспитанника с ОВЗ. Оказывает помощь в преодолении
проблем и трудностей в образовательной деятельности; создает условия для
индивидуализации образовательной деятельности (составление индивидуальных
учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий);
- «ассистент» (помощник) - лицо, оказывающее воспитанникам необходимую
техническую помощь (при проведении групповых и индивидуальных коррекционных
занятий), обеспечение доступа в здания ДОО, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ воспитанниками с ОВЗ.
1.5. Инклюзивное образование в ДОО может реализоваться через следующие модели:
- полная инклюзия — воспитанники с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении
тьютора, ассистента(помощника)) посещают ДОО наряду со сверстниками, не
имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным
планом, а также могут посещать кружки, общие мероприятия, праздники, развлечения
и др.;
-частичная инклюзия — воспитанники с ОВЗ совмещают обучение по
индивидуальному учебному плану с посещением ДОО и обучаются по АОП, по
индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными
представителями), а также посещают индивидуальные занятия в ДОО, участвуют в
режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми,
не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, общие
мероприятия, если это не противоречит рекомендациям ТПМПК, психологопедагогического консилиума ДОО (ППк).
1.6. ДОО:
- разрабатывает и утверждает АОП для воспитанников с ОВЗ;
- реализует АОП, обеспечивающую совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не
имеющих нарушений развития;
- организовывает свободную и досуговую деятельность воспитанников с ОВЗ с
учётом психофизических особенностей развития, их интересов и пожеланий
родителей (законных представителей);
- осуществляет личностно ориентированный, индивидуальный, дифференцированный
подход в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения
индивидуальных социально-образовательных потребностей, создают условия для
социализации детей с ОВЗ;
- проводит мероприятия по формированию благоприятного психологического климата
для воспитанников с ОВЗ в ДОО;
- обеспечивает необходимые условия по созданию безбарьерной образовательной
среды: оснащение ДОО специальным, в том числе учебным, компьютерным и другим
оборудованием и др.;
- создает специальные условия для получения дошкольного образования детьми с
ОВЗ в соответствии с действующим законодательством;
- формирует заявку на прохождение курсов повышения квалификации педагогов по
вопросам инклюзивного образования;
- организует работу персонала, обеспечивающих сопровождение детей с ОВЗ
в образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;
- взаимодействует в рамках своей компетенции с учреждениями здравоохранения,
социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения детей с ОВЗ и
их семей;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с
ОВЗ.
2.Организация инклюзивного образования
2.1. Воспитанники переходят на инклюзивное образование при наличии заключения
ТПМПК) о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными
возможностями здоровья» на любом уровне образования по заявлению родителей
(законных представителей).
2.2. Порядок приема воспитанников на получение дошкольного образования в формате
инклюзии осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2.3. Для организации инклюзивного образовательного процесса в ДОО необходимо
наличие:
- положения об организации инклюзивной практики;
- основной образовательной программы, отражающей основные принципы и
содержание инклюзивного образования, а также имеющей соответствующий раздел
«Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования» по работе с
детьми с ОВЗ;
- АОП для детей с ОВЗ;
- заключения ТПМПК;
- письменного согласия родителя (законного представителя) на получение его
ребенком образования по адаптированной образовательной программе;
- создание специальных условий для образовательной деятельности воспитанникам с
ОВЗ;
- проведение мероприятий, направленных на воспитание у детей, педагогов и
родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной
культуры); проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с
целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др.
2.4. Инклюзивное образование должно быть направлено:
- на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ,
оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательных программ;
- освоение детьми с ОВЗ образовательных программ, их разностороннее развитие с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ, осваивающих образовательные программы,
должно учитывать особенности развития и специфические образовательные
потребности каждой категории детей.
2.5. На основе психолого-медико-педагогической диагностики ребёнка с ОВЗ
проектируется его индивидуальный образовательный маршрут (далее — ИОМ). ИОМ
- это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи
при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в
ДОО. ИОМ включает индивидуальную образовательную программу и
индивидуальную программу включения ребёнка с ОВЗ в интеграционную среду ДОО,
который согласуется и подписывается родителем (законным представителем). В ходе
выполнения ИОМ подвергается корректировке и дополнению.
2.6. Определяются условия и технология включения ребёнка с ОВЗ в
функционирующую группу (определяется дозирование времени пребывания ребёнка с
ОВЗ, необходимость наличия специалиста сопровождения ребёнка с ОВЗ,
составляется индивидуальный график посещения ребёнком ДОО, планируются
адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям
группы время пребывания ребёнка с ОВЗ увеличивается.
2.7. Содержание образовательной деятельности в группе определяется основной
программой ребёнка с ОВЗ, составляемой на основе типовых, специальных,
коррекционных, адаптированных или авторских программ с учётом комплексной
оценки ресурсов и дефицитов ребёнка.
2.8. В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг ребёнку
с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В режим
вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционноразвивающих занятий специалистов с ребёнком с ОВЗ. Режим дня и недели может
быть гибким. В расписании организованной образовательной деятельности
учитываются и НОД (расписаны помещения, время, специалисты), предусмотренные
индивидуальной образовательной программой ребенка с ОВЗ.
2.9. В случае невозможности полного усвоения программ из-за тяжести физических и
(или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями ТПМПК, в
коррекционной работе делается акцент на формирование у ребёнка социальных и
практически-ориентированных навыков.
2.10. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются
специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной
атмосферы принятия и поддержки.
2.11. Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в соответствии
с индивидуальной образовательной программой ребёнка с ОВЗ, осуществляет
сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального благополучия
всех детей группы.
2.12. Воспитанники с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при
необходимости могут быть направлены в течение года на ТПМПК, либо на
консультации к специалистам необходимого профиля.
2.13. С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами,
родителями ребёнка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей группы,
воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная на
взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного
процесса, достижение социально значимых результатов.
2.14. В процессе работы с ребёнком с ОВЗ может быть осуществлена его полная
интеграция в группу общего развития с согласия родителей (законных
представителей) и на основании заключения ТПМПК.
2.15. Родители (законные представители) по мере необходимости участвуют в
интеграционных мероприятиях.
2.16. ДОО оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ
методическую и консультативную помощь с целью повышения их психологической и
педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных
представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу,
формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и
восстановление здоровья ребёнка с ОВЗ.
2.17. ДОО осуществляет психолого-медико-педагогическую диагностику развития
детей с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых
установлены основной образовательной программой ДОО.
2.18. При выпуске из ДОО дети с ОВЗ направляются, с письменного согласия
родителей (законных представителей), на ТПМПК для определения формы обучения в
школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).
3.Участники образовательных отношений
3.1. Участниками образовательных отношений в ДОО являются воспитанники,
родители (законные представители) воспитанников, педагогические работники и их
представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
3.2. Воспитанники имеют право на:
1) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического
развития и состояния здоровья;
3) развитие своих творческих способностей и интересов.
3.3. Родители (законные представители) имеют право:
1) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями;
2) защищать права и законные интересы воспитанников;
3) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких
обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или
участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований
воспитанников;
4) присутствовать при обследовании детей ТПМПК, обсуждении результатов
обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать
свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и
воспитания детей.
3.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об
образовании в Российской Федерации».
4.Финансовое обеспечение
4.1. За присмотр и уход за детьми-инвалидами родительская плата не взимается.
5. Порядок управления
5.1. Заведующий осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей с
ОВЗ и детей-инвалидов, координирует деятельность коллектива ДОО специалистов,
осуществляет систематический контроль эффективности работы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 ГОРОДА КУЗНЕЦКА, Бувалина Галина
Викторовна, Заведующая
17.06.2022 15:13 (MSK), Сертификат № 01D7B445D4199B30000000CE00060002